Причем взрослые, исходя из собственного опыта, уверены в безвредности пребывания детей перед телеэкраном. Это мнение не только ошибочно, но и опасно.


В созревающем мозгу, в отличие от зрелого, идут совсем иные процессы. Взрослый оценивает, фильтрует, анализирует и перерабатывает информацию на основе подсознательной установочной "базы данных", приобретенной в детстве. У малыша все иначе. ТелеинвалидностьВы слышали о судьбе 47 найденных в лесу "маугли"? Общаясь в первые годы жизни только с животными, ни один из них не стал человеком в социальном смысле. Все попытки перевоспитания закончились их гибелью.


Формирование и закрепление важнейших установок – практически на всю жизнь – происходит пропорционально росту и созреванию мозга. Ориентировочный график развития: 4 года – 80%, 6 лет – 90, 10 лет – 97, 18 лет – почти 100%.

Несущийся из телевизора изобразительный и звуковой поток формирует у ребенка установочную "базу данных", которая определит всю его будущую жизнь. Это прежде всего, установка на пассивное восприятие действительности – безразличие и безделие.


"Ящик" необратимо формирует личность с низкой трудовой активностью и творческим потенциалом – телеинвалида. Его удел – имитировать труд или выполнять из-под палки примитивную работу: сидеть в охране или вяло торговать на вещевом рынке, качать мышцы или завязывать шнурки лидерам преступных группировок, быть вечным безработным или бомжевать...


Исследования показывают, что благополучные, работающие юноши и девушки в раннем детстве смотрели телевизор не более часа в неделю, а некоторые росли в семьях, где "ящика" не было. Более-менее удовлетворительно приспособились к жизни те, кто в детстве общался с телевизором не более получаса в день. По оценке экспертов, 10 часов телевизионных сеансов в неделю снизили творческий потенциал на четверть. Два часа общения с "ящиком" в день привели к опасной потере почти половины творческого потенциала. На 90 процентов можно лишиться социальной активности, если в дошкольном возрасте смотреть телевизор более трех часов в день.


Около 20 лет тому назад я гостил у знакомых в Ленинграде. Их маленькая дочка все вечера просиживала перед экраном, а на мои предостережения родители не обратили внимания. Девушка закончила школу, но ни учиться, ни работать не смогла: друзья, наркотики...


Большинство почти из 20 миллионов безработных Европы – "телеинвалиды". Такая же участь ожидает и многих выпускников наших городских школ.


Как показывают социологические исследования, в недалеком будущем созидательный потенциал жителей Украины снизится наполовину. Это отрицательно повлияет на экономику, безопасность страны, демографию.


А что же Америка, спросите вы. Ведь там дети подолгу смотрят телевизор, а страна процветает!


Я убежден, что развитие телевидения и видеосредств снижает и без того невысокий уровень массового школьного образования американцев. Стрельба и убийства в школах тоже не возникают на ровном месте. А созидательную мощь сверхдержавы поддерживает приток творчески активных работников из других стран мира.


Знакомый бизнесмен из США, украинец по происхождению, как-то сказал мне:


– Мы живем вместе с детьми, и поэтому у нас телевизора не было и не будет. Ведь сначала дет и и телевизор, затем взрослые преступники.


Психологи рекомендуют, чтобы ребенок до 4 лет (основной период созревания структур мозга (80 %) не смотрел телепередачи. После 6 лет (90% созревания мозга) общаться с "ящиком" можно не более часа в неделю; после 10-лет – 2-3 часа. После 16 лет ограничения снимаются – ребенок стал взрослым.


Родители должны сделать выбор между недовольством ребенка и сознательно причиненным ему вредом