Гражданский брак: жизнь на чемоданахК гражданскому браку в Украине отношение неоднозначное. Одни утверждают, что это генеральная репетиция будущей совместной жизни. Другие считают, что это способ уклониться от ответственности перед партнером.

Причины, по которым пара не регистрирует отношения, могут быть разными. Для мужчины это возможность не отягощать себя ответственностью, для женщины – скорее, нежелание потерять мужчину. Пара убеждает окружающих (и, в первую очередь, самих себя), что главное - чувства, а формальности никуда не денутся. Оставляя себе дорогу назад, мужчина может и не осознавать, что для женщины подобное положение весьма травматично с психологической точки зрения. Даже при идеальных отношениях подсознательно она боится остаться одна – и в гражданском браке гораздо больше, чем в официальном. Женщина нуждается в стабильности! А в результате лишь «сидит на чемоданах»...

Читайте также: Свадьба по-индийски - брака не будет!

В большинстве случав именно мужчины являются инициаторами «свободных отношений». Имея любимую, хозяйку в доме и чистый паспорт (на всякий случай), они не хотят терять свою свободу, особенно тогда, когда не уверены в выборе (вдруг попадется что-то лучшее!). А женщины виноваты лишь в том, что попустительствуют этому.

Согласно опросам, 92% женщин в гражданском браке, называют себя «замужними», в то время как 85 % мужчин – считают, что они НЕ женаты... Есть о чем задуматься! 43% детей, рожденных в гражданских браках, – недоношенные или болезненные; супруги, живущие в гражданском браке, ссорятся почти в 3 раза чаще, чем официально зарегистрированные семейные пары; процент разводов среди тех, кто до официальной регистрации проверял свои чувства в гражданском браке, в 2 раза больше, чем среди тех, кто женился сразу; однако 45% украинцев положительно относятся к совместной жизни перед официальным браком.

Совсем иначе относятся к гражданским бракам в традиционных обществах (там, где еще считаются с религиозными законами). Так, например, в Иране отношения вне брака, те, которые у нас называются гражданским браком, запрещены и караются законом. Правда, в иранском законодательстве предусмотрен некий «облегченный» вариант брака, так называемый временный брак. Он, как правило, заключается между лицами разного гражданства, разного вероисповедания и т. п. и по окончании определенного срока может быть продлен или расторгнут. При президенте Хатами его даже пытались пропагандировать, но сомнения были у большинства депутатов парламента – ведь это почти полный аналог европейского гражданского брака, что чуждо иранской культуре. Даже при всей законности этот вид отношений жестко порицается общественной моралью. Такой паре не откажут в предоставлении номера в гостинице, к ней не будет иметь претензий полиция нравов. Но студента университета, попавшегося на заключении такого брака, отчислят без права восстановления (не по закону, а по внутреннему уставу!). А преподавателя – уволят, и ему придется проститься с мыслью о дальнейшей карьере.

Да, и в этой стране есть разводы, но это скорее исключение, чем правило: Коран предписывает заботиться о сохранении семьи даже если между супругами возникают трения . В Ведах говорится, что если общество свято чтит и защищает дхарму (религиозный закон), то этот закон, в свою очередь, защищает общество. И защищает, прежде всего, от пороков. Иран, в отличие от Европы, похоже, надолго защищен от таких перекосов в сознании, как однополые браки, ювенальная юстиция и другие «завоевания» западной демократии. Тамошним детям не грозит безотцовщина в таком масштабе, как у нас, а демографическая картина характеризуется постоянным ростом рождаемости.


Автор: Ольга ШЕВЧУК