Чему учили детей в Индии пять тысяч лет назадВ одной бенгальской притче повествуется о том, как встретились лодочник и гордый ученый. Переправляясь через реку, ученый стал задавать лодочнику «умные» вопросы: «А учил ли ты алгебру? биологию? астрономию?» Видя неосведомленность лодочника в научных темах, ученый с каждым вопросом выносил вердикт: «Твоя жизнь бесполезна на 25 ... 50 ... 75 процентов». Вдруг старая лодка начала тонуть на середине реки. Лодочник выпрыгнул и поплыл к берегу, а ученый, как оказалось, не умел плавать. «Вижу, что твоя жизнь бесполезна на все 100%» – изрек лодочник.

Смысл притчи в том, что образование должно научить человека жизни. А жизнь состоит из многих аспектов.

Удовольствия

Удовольствия бывают естественными и неестественными. Алкоголь – это удовольствие? Удовольствие. Но в домах алкоголиков – разруха, грязь, вонь и одиночество. Человек должен уметь создавать себе праздник каждый день. В ведических школах детей обучали, как сделать жизнь приятной и красивой: украшать дом цветами и драгоценными камнями, красочными узорами, делать ложе из цветов, строить фонтаны, создавать украшения и ароматические смеси, готовить сиропы и напитки на различные празднества. Детей обучали творчеству и искусству: слагать песни, играть на различных музыкальных инструментах, сочинять пьесы и стихи, ставить спектакли, танцевать, рисовать.

Сколько в жизни праздников, как они проходят, каково убранство домов, как общаются домочадцы, что подают в семье на стол – все это критерии культуры.

Жизнь, в которой есть только дом, маршрутка, работа, замороженные пельмени, пиво, семейный скандал, сериал – может, и признак времени, но явно не признак культуры.

Читайте также: КАК МЫ ПОДРЕЗАЕМ КРЫЛЬЯ ТВОРЧЕСТВУ и Чем бы дитя ни тешилось. Тест на выбор пути

Благочестие

Цивилизация призвана удовлетворить четыре потребности человека: в пище, в спокойном отдыхе, продолжении рода и безопасности. Если человек благочестив (честен и действует на благо других людей), он никогда не будет голодным. Когда человек живет среди благочестивых людей, он спит спокойно и его жизненная энергия не расходуется на стрессы. В его деятельности преобладает творческая энергия, и жизнь приносит удовольствие: счастливая жена, благополучные дети, довольные родители. Не надо углублять стресс поиском сексуальных утех. Творческий и удовлетворенный человек открыт к духовным знаниям, что приводит его к свободе от влияния политических и экономических структур, сражающихся за господство над сознанием и жизненной энергией человечества.

Самореализация

В Индии сразу после рождения ребенка родители шли к астрологу. А наши предки обращали внимание на знамения, которые были на момент рождения, чтобы определить судьбоносные вехи в жизни человека. Дальнейшее воспитание и образование должно было подготовить ребенка достойно пройти жизненный путь и принести благо другим людям. И ради этого человек постигал смысл жизненных событий как уроков судьбы.
Система образования, настроенная на выявление и раскрытие индивидуальных способностей ребенка, решает самую важную проблему общества – антагонизм. Зависть как состояние души, питает все пороки и является результатом нереализованности личности. Счастливый и талантливый человек абсолютно безразличен к вертолетам президентов, джипам депутатов и безумию поп-звезд. У него хватает самообладания не реагировать на ложь политических технологий и на рекламу бессмысленной продукции. Он не возьмет в банке кредит, не будет гнаться за модой. Независтливым людям открыта мудрость жизни и опыт вселенского благоденствия.

А на случай необходимости, в ведических школах учили шить, вышивать и раскрашивать ткани; распознавать драгоценные камни, шлифовать их и оправлять в золото и серебро; знать целебные свойства растений и трав и владеть методами селекции; учили архитектуре и строительству жилых домов. Детей обучали языкам различных народов, а также животных и птиц; распознаванию событий по приметам и знамениям, и составлению матриц (магических квадратов с цифрами).

Отношения

Чему учили детей в Индии пять тысяч лет назадВ разговорах со многими успешными людьми прослеживается одна закономерность. Их возможности во многом определяла дружба в годы студенчества. Друзья помогали друг другу развиваться и становиться успешными. Почему? Потому что дружба предполагает равенство. Эту истину изрек один из героев ведического эпоса «Махабхарата». Будучи богатым царем, он отверг своего школьного друга за бедность и поплатился за это половиной своего царства.

Ведическая система образования не делила людей на богатых и бедных. Людей определяли по качествам характера, и одно из них – способность к дружбе. Истинная дружба основана на ценности личности, на культуре взаимного доверия и уважения. На смену этой дружбе пришел английский формат отношений: «пока ты трешь мне спину, я тру тебе». Стремление к выгоде завладело сознанием людей и привнесло в жизнь войны и одиночество, разрушив все лучшее, что создавалось в доверии и уважении друг друга.

Смысл

Наше внутреннее «я» тянется к жизни только тогда, когда видит в ней смысл. Где нет смысла, там начинается движение к смерти. На каждом шагу, повсюду человеку предлагают подручные средства для самоуничтожения: алкоголь, сигареты, наркотики, лекарства. Как только человек почувствует бессмысленность жизни, он может протянуть руку – и «доброе» общество положит в нее то, чем можно постепенно себя убить.

Причиной таких настроений являются иллюзия и невежество. В ведическом обществе каждый человек знал о том, что он – вечная душа, что жизнь не заканчивается со смертью тела, и что качество следующей жизни зависит от его поведения в нынешней. Это пробуждало в человеке поиск более высоких ценностей. Осознание вечности придает жизни смысл и полноту.

Истина

У каждого своя истина. Это изречение родилось из качеств материального мира. Как в природе, так и в людях ничего не повторяется, все имеет свою уникальность. Но есть одно положение, общее для всех: мы гости в этом мире. Три состояния реальности – благость, страсть и невежество – создают многообразие чувств и событий, и определяют тип нашего поведения «в гостях».

Гости первого типа пользуются радушным приемом хозяев и получают все желаемое, потому что уважают порядок и сохраняют все в первозданности. Вторые создают много беспокойств, потому что пришли развлекаться в свое удовольствие. Таких гостей терпят. Третьи не только причиняют беспокойства, но и портят все, что попадает к ним в руки. От таких гостей все прячут и не дают им желаемого.
Истина одна: этот мир не принадлежит нам, мы здесь в гостях, и надо, как минимум, уважать радушие «хозяев».

Этому учили детей в школе пять тысяч лет назад, когда на нашей планете еще была господствующей ведическая культура. Дети учились быть счастливыми и получать здоровое удовлетворение от жизни; учились все делать честно на благо других людей; знали и реализовывали свое жизненное предназначение; постигали смысл и полноту жизни и любили Истину, Бога как любящего и радушного хозяина Вселенной. Проходят тысячелетия, меняются политические и экономические формации, а универсальные принципы духовности остаются неизменными, потому что душа человеческая имеет неизменную природу и неизменную склонность к счастью.


Автор: Виталий ОВСЯННИКОВ