В детсаду хорошо, а дома – лучше

На днях в очередной раз у меня состоялся разговор на тему того, как же мой бедный сыночек четырех с половиной лет не ходит в садик? Что же он, несчастный ребенок, делает дома, как же ему не скучно, мультики, наверное, целыми днями смотрит и пр. и пр.

Я внимательно следила за своим «бедным» мальчиком. Даже поговорила с ним об этом. И убедилась в очередной раз: нет, ему не скучно. Более того – ему по-настоящему хорошо. Это видно по его поведению дома и вне дома, понятно из его разговоров – в 4,5 года ребенок уже вполне адекватен и общаться с ним можно очень откровенно и довольно серьезно.

Он не знает, что ему дома должно быть скучно. Он живет в семье. Он делит со своей семьей все заботы, хлопоты, радости, печали. Впитывает всё это в себя, учится у родителей тому, как они живут.

Он не ходит в развивающие центры. Но при этом, фантастика, он знает всё, что положено знать ребенку в этом возрасте. Недавно он стал интересоваться буквами, и вот уже знает почти все буквы и с удовольствием пишет мне письма. И это безо всяких развивашек!

Как же мы помешаны на этих развивашках. Нам кажется, что без этого мы не вырастим ребенка. Думаем: как он разовьется без специальных занятий по развитию мелкой моторики? Без уроков по иностранному языку, счету и письму? Ведь нынче такие требования – нужно с трех лет начинать учить! А социализация? Без садика ребенок не научится общаться с детьми!

И что же происходит? Живет ребенок в садике. Да, с трех лет учится писать, считать, танцевать, лепить, рисовать. Умеет говорить 25 фраз по-английски, родители этим очень горды! А вот жить в семье он не умеет. Потому что в семье он находится только вечером, когда все пришли с работы уставшие, поели и сидят по своим комнатам, отдыхают от напряженного рабочего дня. Или в лучшем случае сидят и обсуждают, как день прошел. А это не совсем истинная картина семейной жизни. Эту жизнь ребенок и не видит и не знает совсем. А в выходные ребенка, который всю неделю был в садике, как на работе, ведут развлекать.

Потому что родители понимают, что должны ребенку дать что-то большее, чем сидение дома, ведь дома там скучно, он не знает, чем там заняться. И решают, что ребенку нужны аттракционы, кинотеатры, аквапарки, что там еще... И опять ребенок проводит время в искусственной обстановке. Так и живет он, слегка оторванный от реальности.

Потом, когда ребенок становится старше, мы начинаем удивляться: почему он не помогает по дому? Почему только и сидит за компьютером? Почему предпочитает тусовки с друзьями общению с семьей? А где семья, что это такое? Он не знает, что вообще там делать? Ему скучно! И он идет туда, где был всегда – к друзьям-сверстникам или к компьютеру. Потому что он умеет развлекаться, этому его учили, это ему показывали и давали как поощрение.

А потом он будет пытаться создавать свою семью. И вот тогда он будет всё это узнавать гораздо глубже, и всему этому учиться – общаться, создавать уют, готовить, растить детей. Через попытки, ошибки, слезы, ссоры, скандалы. Ведь этот урок в детстве оказался непройденным.


Автор: Мария Григорян