Американские социологи Дэвид Филлипс и Линди Карстенсен опубликовали работу, содержащую анализ данных о более чем двенадцати с половиной тысячах самоубийств среди подростков. Согласно исследованию, число самоубийств значительно возрастает после подробного освещения суицида в СМИ.

причины всплесков молодежного суицидапервое место в мире по количеству суицидов среди несовершеннолетних. Молодежный суицид – явление не новое. В 80-е годы XVIII века, среди европейской молодежи прокатилась волна самоубийств. Перед тем, как свести счеты с жизнью, молодые люди читали роман Гёте «Страдания юного Вертера», герой которого также покончил с собой из-за несчастной любви. Волну подражательных самоубийств социологи и психологи называют «синдромом Вертера».

Это похоже на инфекцию

Рассказывает игумен Агафангел (Белых):

В 2000-2002 годах мне довелось работать в обычной средней школе учителем. Я преподавал «Основы и ценности православия»: по одному уроку еженедельно в 9-11-х классах. Несколько раз мы выезжали на экскурсии в разные монастыри, купались, было дело, зимой в источниках. Ко второму году работы я уже хорошо знал всех ребят, и в сентябре встретился с ними как с добрыми друзьями. С некоторыми мы переписываемся до сих пор, хотя это уже взрослые, семейные люди под тридцать лет.

И вот однажды, придя утром на урок, я узнал трагическую новость: десятиклассник из нашей школы накануне покончил с собой. Обычный парень 16-ти лет, в меру веселый, в меру дерзкий, согласно возрасту. Спортсмен.

Причиной трагедии послужила публичная размолвка с родителями, произошедшая в тот день в школе: за какие-то его провинности родители были вызваны к директору и мать, не сдержавшись, закатила сыну оплеуху в присутствии многих учителей и резко приказала идти домой, а сама задержалась для разговора. Когда, спустя полчаса, она вошла в квартиру, то увидела в прихожей сына в петле.

Выяснилась и ещё одна подробность: ровно год назад, в этот же день, также в прихожей их квартиры совершил самоубийство его старший брат, к которому очень сильно был привязан погибший подросток. В подростковом возрасте суицид имеет характер заразительной болезни, особенно, если его совершает кто-то из друзей и близких. В древности в Карфагене случались целые эпидемии самоубийств среди молодых девушек, которые удавалось прекратить, только выставляя тела погибших на площади обнаженными.

К сожалению, в наше время подобные способы профилактики уже невозможны — они просто не сработают. Другое отношение к стыду, к мнению общества и старших. А телевидение и сетевые СМИ служат не предотвращению, а пропаганде подросткового суицида, делая известным на всю страну чуть ли не каждый второй трагический случай.

причины всплесков молодежного суицидаПубличное смакование подростковых самоубийств в телепередачах, обсасывание деталей, записок, посмертная «слава» этих несчастных детей, служат только недоброй рекламе суицида, внедряя в сознание молодых людей мысль о простоте и легкости такой возможности привлечь к себе всеобщее внимание. Люди делают привычную работу, извлекая прибыль своим телеканалам на чужом горе и вряд ли задумываются над тем, что сеют зло.

Я хорошо помню эту школьную историю, хотя прошло более десяти лет. У меня есть чувство вины, перед этим парнем, потому что я преподавал в его классе основы православия и, видимо, мои слова не дошли до его сердца. Какие же слова нужно найти нам сейчас, чтобы Россия, наконец, убралась со своего позорного первого места в мире по детским и подростковым суицидам?

Верующие (любой традиционной религии) совершают самоубийства намного реже атеистов; одинокие – чаще семейных; бездетные — намного чаще многодетных. Может быть, государству следует начинать профилактику самоубийств среди детей и подростков с укрепления именно этих — семейных и религиозных традиций, а не позволять телевизионным каналам смаковать трагические подробности чужой беды?

Хэллоуин и другие

Андрей Лоргус, ректор Института православной психологии:

Причины самоубийств у подростков и взрослых людей одинаковы, но нужно иметь в виду, что подход подростка и взрослого к суицидальным мыслям очень разный. Говорить о серьезности намерения подростка очень трудно, потому что в его характере есть черты детского подхода к своим чувствам и мыслям, но нет взрослой позиции — нет ответственности, и это самое главное, что отличает подростка от взрослого человека.

У подростка сильны элементы игры, очень переменчиво эмоциональное состояние. Но главное, что мы должны понимать: подростки, оставленные на произвол судьбы, предоставленные сами себе, способны на очень неадекватные действия. Подросток в компании, подросток на улице, подросток в подъезде — это всегда источник тревоги и родителей, и общества.

С другой стороны, подросткам нужна определенная свобода, чтобы они развивались и осваивали свою ответственность — их нельзя просто засадить дома. Но есть опыт: подолгу оставлять их наедине действительно опасно.

Надо помнить, что подростки не до конца оформили свои ценностные системы, они еще находятся в поиске, и поэтому мысли о суициде у них носят поисковый, испытательный и, что представляет особую проблему, игровой характер. Подростки активно обсуждают свои суицидальные намерения, свою игру в смерть в интернете, на специально созданных сайтах — существует целая культура, работающая на подростков, включающая заигрывания с духами, черепами, Хэллоуин, фильмы и игры...

В какой-то момент общество стало всячески выделять подростковую культуру — и это тоже опасно. Возник странный подростково-юношеский культ: не только сами подростки, но и взрослые «носятся» с подростковыми идеями, играют в подростков.

Еще хотел бы обратить внимание на такую деталь. В сообщениях об очередном самоубийстве подростка часто подчеркивается, что это дети из благополучных, нормальных, успешных семей. Использовать такие термины — большая ошибка! И вот это как раз стоит обсуждать в средствах массовой информации. Существует стереотип мышления: если есть мама и папа, достаток в семье нормальный, никто бутылки на улицах не собирает и мебель из окошек не выкидывает — то это нормальная семья. Это ошибка.

В семье, где есть доверие, тепло и любовь, где между взрослыми и детьми существуют отношения, пусть не всегда гладкие, пусть конфликтные — это нормально! — крайне редко подросток задумывается о суициде. Качество семьи измеряется не материальным достатком, а наличием любви, близости и понимания, хотя бы в чисто временном аспекте: сколько времени родители проводят вместе с подростками, занимаясь чем-то, кроме учебы и мытья посуды.

Говорите о смерти

Ольга Исаева, детский психолог:

причины всплесков молодежного суицидаСамая первая рекомендация очевидна: надо интересоваться жизнью ребенка. Причем делать это надо не в фискальном порядке. Нужно стараться делиться с ребенком своими переживаниями, мыслями. Можно, например, делать это за ужином. Заведите в семье такое правило - разговаривать, обмениваться за столом хотя бы парой слов: «Как дела? Что нового в жизни?» При этом если родитель только спрашивает и критикует, он нарвется на раздражение. А если делится чем-то своим - то это уже настоящее общение.

Второй совет: не избегать разговоров о смерти с вашим ребенком, начиная с самого раннего возраста, когда у него появляются первые «а что?» и «почему?» - о жизни, о смерти, о ценностях. Дети, которые сталкивались со смертью в реальной жизни, кого родители не изолировали от кончины и похорон близких людей, воспринимают это безо всякого ненужного романтизма. У большинства из нас есть пожилые родственники, которые раньше нас уходят из жизни, нам бывает от этого тяжело, и мы хотим отгородить детей от этой боли. Не надо этого делать. Не скрывайте от детей факта смерти! Даже если умирает не человек, а ваше домашнее животное - не надо хоронить его, пока ребенок спит, чтобы потом сказать, что зверек убежал. Смерть естественным, хоть и трагическим образом присутствует в жизни, и не стоит создавать для ребенка искусственный мир.

Еще одна важная мысль - самая важная! - которую родители должны донести до своего ребенка как можно раньше, и, возможно не раз еще повторить: «Что бы ни случилось в жизни, ты всегда можешь прийти ко мне, и я не буду тебя осуждать. Нет ничего такого, чего я не смог бы тебе простить. Я никогда тебя не брошу». Так или иначе, ребенок должен услышать эти слова. Он должен знать, что его любят всяким, и что бы он ни сделал - родителям гораздо лучше с ним, чем без него. Тогда у подростков не будет страха, что лучше пойти повеситься, чем поговорить с папой и мамой.

Ну и еще один пример... Я знаю родителей, которые берут своих детей с собой на волонтерскую работу - к тяжело больным людям, в том числе к детям, их сверстникам. И там они видят разные примеры, но видят и то, как эти люди борются за жизнь и как благодарят Бога за еще один отпущенный им день. Думаю, сложно представить себе что-то более жизнеутверждающее.


Автор: Ирина ДЕРКАЧ