Сегодня много говорят о безнравственности современного телевидения и кино, об их пагубном влиянии на общественные нравы. Но предпринять что-либо против засилия безнравственных людей в этой системе лидеры стран боятся, ссылаясь на то, что фактически это будет введением цензуры и ограничением демократических свобод.  А в Америке 30-х такая цензура существовала и никто не боялся прослыть притеснителем демократии.

КОДЕКС ХЕЙСА – так называлась система самоконтроля, принятая голливудскими студиями и регулировавшая содержание американских фильмов с 1934 по 1968 гг. Кодекс был разработан Организацией американских кинопродюсеров и прокатчиков во главе с Уиллом Хейсом. Производители фильмов были обязаны соблюдать такие принципы:

  • К прокату не допускались картины, подрывающие нравственные устои общества. Нельзя было изображать преступления, злодеяния, пороки и грехопадения таким образом, чтобы они вызывали симпатию в зрительской аудитории.

  • Следовало показывать модели жизни, правильные с точки зрения нравственности.

Любовная сцена в стиле «Голливуд 40-х»Запрещалось изображать употребление наркотиков, а употребление алкоголя могло быть показано только там, где этого требовал сюжет. Запрещалось раскрывать методы совершения преступлений. Сцены убийства надлежало снимать так, чтобы не способствовать совершению подобных преступлений в реальной жизни. Запрещался показ обнаженного тела и провокационных танцев. «Сцены страсти» (то есть просто поцелуи и объятия) допускались только в ключевых сюжетных эпизодах, их длительность и откровенность были ограничены. Брак и семейная жизнь считались высшими ценностями; внебрачные отношения, пусть и уместные по сюжету, должны были быть представлены как недостойное поведение. Запрещался широкий спектр грубых и бранных слов. Многие сейчас удивляются, что столь пуританский Кодекс действовал в Голливуде фактически 30 лет.

Снимать фильмы «не по Кодексу» было можно, но они не имели шанса быть выпущенными в прокат. Понятное дело, что многим дельцам от кинематографа Кодекс мозолил глаза, и в 1967 году он был упразднен, и ему на смену пришла система возрастных ограничительных рейтингов. О том, насколько неэффективной мерой она оказалась, говорить не нужно. Жестокость и аморальность постепенно заполонили экраны.

Последствия отмены Кодекса сразу же взялись изучать психологи, а именно А.Бандура, Л. Берковиц, Л. Эрон, Л. Хьюсмэн, Р. Парке и др.

«Великая и вправду велика!» «Красива божественной, строгой красотой». «Спокойна, как холодное северное небо». Это сегодняшние зрители – об актрисе Грете Гарбо в роли королевы  Кристины в одноименном голливудском фильме 30-х годов. Красоту видно и без «обнаженки»!

В ходе лабораторного эксперимента ученые установили, что если ребенка подвергать воздействию видеоинформации, связанной с насилием, он сразу же начинает вести себя агрессивно. При этом степень точности, до которой ребенок будет имитировать поведение актера, очень сильно зависит от результатов этого поведения. Если герой фильма вознагражден за свои действия, то ребенок, скорее всего, будет имитировать его поведение. Если же он будет наказан, то ребенок вряд ли станет ему подражать. Это касается как социального, так и антисоциального поведения.

По оценке ученых, наиболее восприимчивым к воздействию видеоинформации оказался возраст от 6 до 10 лет. Тех же испытуемых ученые протестировали 20 лет спустя, в 80-е годы. Выяснилось, что ранняя агрессивность стала предпосылкой для дальнейшего агрессивного поведения во взрослом возрасте, особенно у мужчин. Уровень агрессии в течение всей жизни у этих людей остался примерно постоянным.

Психологи сделали вывод, что, не будь упразднен кодекс Хейса, в современном мире было бы гораздо меньше насилия. Да, введение цензуры – мера запретительная. Кого-то от слова «запрет» передергивает. Но так ли уж плохи запретительные меры там, где речь идет о здоровье и выживании нации?


Автор: Лариса ШУВАЛОВА