Современные дети живут в эпоху вечно занятых родителей. Работа требует такой отдачи, что на детей у них просто не остается времени. По старой памяти они полагают, что все разумное, доброе, вечное даст детям школа. Но практика показывает, что это не так. Члены Днепропетровской организации «Православный родительский комитет» одними из первых обнаружили в школьных программах такое, что уж никак не назовешь ни разумным, ни добрым, ни вечным.

Иван Иванович, отец третьеклассницы: 

- Я открыл дочкин учебник «Основы жизни и здоровья», и у меня волосы дыбом встали. На одной странице школьнику дается задание: « Ты собираешься обедать. Выбери, что ты будешь есть и пить?  Школьный учебник предлагает пивоВарианты предлагаемых напитков: кока-кола (это еще полбеды), пиво…». Это – третьекласснику. Я уже готов был бежать к директрисе с учебником наперевес, но решил долистать до конца.

Еще одна страничка. Сцена называется «В парке». Нарисованы папа и сын. Папа бросил на землю окурок. Задание – описать данную ситуацию. То есть указать, что здесь плохого. Наверное, имелось в виду то, что окурок брошен не в урну? А как вообще-то сама идея, что папа курит? Что должен выбрать ребенок? Или это хитро устроенный «выбор без выбора»? Очень странный образ мыслей у составителей учебника.

Бросилось в глаза и то, как много внимание в «Основах жизни и здоровья» уделяется происходящим на земле катаклизмам, стихийным бедствиям. Жуткие, мрачные картинки… Полистаешь, и кажется, что жизнь – это сплошное бедствие. Такая деструктивная информация может плохо отразиться на психике ребенка, то есть прямо угрожает  его здоровью. А учебник-то – о здоровье.

Или страницы о СПИДе. Зачем третьекласснику знать о проблеме, которой страдают наркоманы, гомосексуалисты и развратники? Зачем вбивать в детские мозги стандарты нездорового поведения?

Конечно же, не обойдена авторами учебника и тема так называемых прав ребенка и пресловутая международная Конвенция. Здесь видна рука ювенальной юстиции, которая, увы, уже вторглась в Украину. Я сразу же подумал о главном праве ребенка – праве на здоровое детство, не омраченное ранним секспросветом и другими западными стандартами, от которых, кстати, на западе уже спешат отказаться, так как хлебнули лиха…  

Я, конечно же, пошел с этим учебником к директрисе. Выяснилось что это – один из десяти вариантов учебников, одобренных украинским Министерством образования по данному предмету. Дирекциям школ (или гороно) предоставлено право выбирать учебники на свой вкус. По какому принципу из десяти вариантов «Основ…здоровья» был выбран самый нездоровый, так и осталось для меня загадкой, хотя кое-какие выводы напрашиваются. Я сказал директору, что если уж в современных учебных программах все настолько «демократично», то почему не привлечь к выбору учебников родительские комитеты: думаю, родители не выберут то, что может причинить их детям вред.

Не смолчал я и по другому вопросу. Как-то на тех же «Основах жизни и здоровья» к нашим третьеклассникам пришли незнакомые улыбающиеся  дяди и тети. Раздали красочные буклеты. На примере Хрюши и других знакомых персонажей малышам предлагалось поиграть в банковско-финансовую систему. Оказалось, что это были люди из банка, кажется, это был «Промкредитбанк». Что входило в их задачи, я так и не понял. Может быть, на следующем занятии нашим детям расскажут о банковских кредитах, а заодно и раздадут кредитные карточки «Юниор» - на карманные расходы? Я счел это грубым вмешательством в учебный процесс и нарушением законодательства, по которому реклама в стенах школ запрещена. Директор прислушалась к  моей критике и теперь здоровается за версту. От нездоровых «уроков здоровья» мне было предложено отказаться в письменной форме.

Инна Александровна, мать пятиклассника:

- Меня очень тревожит, что родители не знают, что происходит в современной школе. Я уже поняла, что просто обязана вникать в происходящее, если не хочу упустить сына. Однажды на мой вопрос, что было на уроках, сын рассказал, что на уроке природоведения была замена.  Школьный учебник предлагает пивоЛюди из центра «Логос» показывали видеофильм. Фильм из рассказа сына показался мне очень странным. Некая мама слишком заботилась о своем сыне и очень тепло его одевала. Из-за этого ему было неудобно играть в футбол и над ним смеялись сверстники.  В один прекрасный день он, вернувшись домой, усадил родителей перед собой и прочел им нравоучение. Они признали, что были неправы, и предоставили сыну право одеваться так, как ему нравится. Хотя самая идея выражена довольно косноязычно, я думаю, это было к теме о правах ребенка. Типичный конфликт поколений, бросающаяся в глаза неадекватность родителей… Детей учат отстаивать свои права в семье. Что бы еще разумного и поучительного преподнесла школа 10-летним сорванцам, которые и без этого то и дело устраивают дома «уроки непослушания»? 

Второй момент. Те же люди из центра «Логос» предложили школьникам на уроке заполнить анкету о себе и членах своей семьи – с адресами, местом работы, номерами телефонов. Я уже слышала о том, что тут и там школы, непонятно, по чьему заказу, занимаются через детей сбором информации, которую закон относит к разряду конфиденциальной. Это было уже слишком! Я нашла на сайте Православного родительского комитета бланк заявления на отказ от сбора такой информации со ссылкой на Конституцию Украины и другие нормы законов. Увидев меня с заявлением у себя в кабинете, директор школы переменилась в лице и стала кому-то звонить, давая команду прекратить анкетирование, так как «родители возражают»…

Мало ли с какими непонятными ситуациями доведется столкнуться родителям. На сайте Православного родительского комитета sovest.dnepro.org есть много нужной и полезной информации о правах семьи, а также образцы заявлений, позволяющих родителям грамотно решать те или иные вопросы, связанные с учебным процессом: оградить ребенка от уроков, которые идут вразрез с нравственными ценностями семьи, от сбора конфиденциальной информации и т.д.


Автор: Лариса ШУВАЛОВА