В Министерство образования Украины обратилась «группа товарищей» с просьбой подкорректировать школьную программу по биологии. До сих пор украинским школьникам преподавали как основную лишь теорию ДарвинаПредставители нескольких общественных организаций и религиозных конфессий настаивают, чтобы к ней была добавлена концепция того, что вселенная и ее обитатели сотворены Богом. До сих пор украинским школьникам преподавали как основную лишь теорию Дарвина.  

Многие родители не хотят, чтобы их детям внушали, что они произошли от обезьяны. Примечательно, что за 150 лет существования дарвинизма никому еще не удавалось вычеркнуть эту теорию из школьных учебников. Специалисты из Минобразования на этот раз обещали подумать. Может быть, им помогут объяснения, которые дал этому явлению выдающийся философ и духовный учитель современности Шрила Прабхупада в интервью американской журналистке Кэрол Смит.

Кэрол:

– Что вы думаете о Дарвине и его теории?

Шрила Прабхупада: 

Вся теория Дарвина – выдумка. Она высосана из пальца.  Люди по недоразумению обращают на нее столько внимания. Сам Дарвин говорил, что это просто теория. Теория – еще не наука.  Наука предполагает наблюдение, подкрепленное экспериментом. Вы наблюдаете за некими принципами, лежащими в основе явления, и проверяете свои наблюдения в ходе экспериментов. А теории – это просто умозрительные рассуждения. В ходе своих рассуждений я могу воздвигнуть в небе замок. Но говорить об этом как о реальности нечестно. Какой прок в подобном знании?выдающийся философ и духовный учитель современности Шрила Прабхупада

Кэрол:

В чем, по-вашему, состоит задача образования?

Шрила Прабхупада: 

Образование должно быть направлено на то, чтобы решить самые насущные проблемы жизни человека. Оно должно давать ответы на главные жизненные вопросы. Например, все хотят жить вечно, никто не хочет умирать. В этой связи уместен вопрос: «Я не хочу умирать, но меня к этому вынуждают рано или поздно. Почему смерть нависла надо мной вопреки моей воле? Что это за сила? Каков источник этой силы?» Также никто не хочет бедствовать, но неприятности наваливаются на человека одна за другой. Первое, что мы должны выяснить в своей жизни: «Кто посылает на мою голову эти несчастья?» Вот с чего должно начинаться образование.

Кэрол:

А, может быть, начать надо с того, чтобы выяснить, кто я такой и что это за существо, которое я называю собой?

Шрила Прабхупада: 

– Нет, первым делом следует решить проблему страданий, которые приходят вопреки нашей воле. Например, сейчас вы молодая девушка. Вам не по душе даже мысль о старости. Но старости не избежать! Пройдет сорок лет, и вы вынуждены будете состариться, от былой красоты ничего не останется. Это происходит помимо нашей воли. Ни одной женщине не приходит в голову попросить: «Пусть моя красота увянет, кожа станет дряблой и серой». Почему это происходит вопреки нашим желаниям?

Кэрол:

– Страдание и боль обращают человека к Богу, я правильно понимаю?

Шрила Прабхупада: 

– Да. Это закон. Но мы настолько оглупели, что не задаемся вопросами. Поэтому я и призываю всех – вопрошайте! «Кто установил этот закон? Кто насылает все эти невзгоды на меня?» Лишь после того, как вы получили ответы на эти вопросы, вы можете задавать другие.

Понаблюдайте за собакой, которая привязана на цепь. В ее жизни нет независимости, она полна невзгод. Но собака этого не понимает, она весело машет хвостом, прыгает от радости. Если хозяин задумает ее усыпить, она никак не сможет воспротивиться. Собака не осознает своей зависимости. Но быть человеком – значит понять: «По сути дела я зависим на каждом шагу, в точности, как эта собака.  Я лишь разглагольствую о своей независимости».

Кэрол:

– Это глубокие философские вопросы, можно ли задаваться ими в гуще повседневной жизни?

Шрила Прабхупада: 

– Конечно. Духовное знание можно обретать в любых условиях. Неважно, чем вы сейчас заняты. Главное, чтобы стремление узнать ответы было искренним: «Почему меня поместили в ситуацию, которая мне не по душе? Кто навязал мне ее? Где истоки моей жизни? В чем ее конечная цель?». Вот какие вопросы следует задавать. Не получив ответов на них, мы не сможем решить проблемы рождения, смерти, старости и болезней – а именно эти проблемы являются для человека самыми насущными. Вместо этого мы грязнем в утопии, как Дарвин.