У нас в гостях побывал Александр Геннадьевич Хакимов (духовное имя - Чайтанья Чандра Чаран дас) – известный специалист по ведической культуре, писатель, психолог, художник, философ. Он является автором книг: «Карма», «Реинкарнация», «Последний экзамен», «Духовная семейная жизнь», «Уровни сознания» и других. Известны также его семинары: «Совершенство Любви», «Наука взаимоотношений», «Кризисы любви», «Уровни сознания», «Формула мира», «Природа ума», «Анатомия ложного эго» и недавний «10 заповедей успеха». Александр Хакимов является духовным лидером и почетным директором Института прикладных духовных технологий имени Джона Фейворса. Его мудрый философский взгляд на современность наверняка будет интересен читателю.

Александр Геннадьевич Хакимов (духовное имя - Чайтанья Чандра Чаран дас)«НЭ»
- Новая эпоха характеризуется, на наш взгляд, двумя противоречивыми тенденциями в человеке и обществе: с одной стороны – нарастающая деградация, нравственное и культурное обнищание, с другой стороны – пробуждение интереса к духовному знанию, в частности, к ведическому. Как по-вашему, во что выльется это противоречие?

А.Х.
- Веды объясняют, что люди делятся на три типа в зависимости от их способности обретать жизненный опыт. Первый тип – те, которые получают опыт на слух. Им достаточно просто услышать или прочитать об истине, чтобы понять, что хорошо, а что плохо. Это наиболее разумные люди, их в наш век совсем немного. Большинству же, чтобы утвердиться в чем-то, нужен практический результат, реальное подтверждение на собственном примере того или иного суждения. Получив какой-то опыт – позитивный или негативный – в виде наказания или просто угрызений совести – они принимают эту истину. Третий тип людей – наименее разумные, те, до которых истина не доходит ни теоретически, ни практически. Их не изменяет ни страдание, ни наказание. Вся жизнь их проходит в цикле: «Украл, выпил – в тюрьму». Они не учатся ни на чужих, ни на собственных ошибках. Их состояние безнадежно, они стремительно деградируют. Первый тип людей найдет истину в любом случае. А вот второму типу надо помогать. Им нужен опыт, чтобы изменить свою жизнь к лучшему. Так вот, противоречивая тенденция в обществе, о которой вы говорите, дает людям этого типа возможность получить как позитивный, так и негативный опыт и на основе этого опыта сделать свой выбор. Материальный мир преподносит человеку одни идеи – свободная любовь, потребительское настроение. Человек может испытать их на себе и вкусить иллюзорное счастье. Встречаясь с другого рода информацией – о вегетарианстве, служении Богу, медитации и т.д., люди также могут использовать ее в своих целях, даже в чисто материальных – для повышения благосостояния, успеха в обществе и т. п. Полученный опыт вызовет их доверие и приведет к тому, что они постепенно начнут поворачиваться лицом к духовному знанию, а значит – прогрессировать.

«НЭ»
– В наше время во всем западном мире, в том числе, и у нас, терпит крушение институт семьи. 60 процентов семей распадается, да и в тех, которые уцелели, редко царит гармония. Ответьте как директор Института прикладных духовных технологий, какую духовную технологию можно предложить для спасения семьи, ячейки общества?

А.Х.
- Семью связывает любовь – такое мнение бытует в обществе. Мы пытаемся внести небольшую корректировку: семья существует на основе любви к Богу. Это духовное утверждение, сделанное на основе заповеди. Ведь «Возлюби Бога» - это первая заповедь, а следом уже идут другие. Вот эту истину мы как ученые, как институт пытаемся применить к семье. Без Бога семьи не бывает, потому что любовь к человеку непостоянна, она может с легкостью перенестись на другого человека, что сейчас нередко бывает, и семьи разрушаются. Поэтому в Ведах говорится, что, если вы любите только человека, то вы рано или поздно пресытитесь этой любовью. Но если вы любите Бога и эту любовь распространяете на человека, то вы не только сохраните семью, но и охватите своей любовью детей, внуков, зятьев, невесток и т.д. В конечном счете вы поймете, что мир есть большая семья, семья Бога. Наш институт учит, как строить семью на основе любви к Богу и служения обществу, как от маленького пространства собственной семьи перейти к семье Бога. Если нет божественного понимания целостности общества, тогда каждая семья – за себя. Семьи конкурируют, ссорятся, уводят друг у друга жен, мужей, отбирают имущество.

Духовные технологии таковы: сначала нужно установить связь с Богом, а потому уже создавать все остальные человеческие ценности – семью, образование воспитание детей, экономику политику. Тогда политика будет мирная, экономика – здоровая, семья – постоянная, дети – послушные, традиции будут поддерживаться, потому что будет понятны высшая причина, ради чего это нужно делать. Если таковой причины нет, то будет, как в «Братьях Карамазовых» Достоевского. Помните, там брат Алеша говорит: «Если Бога нет, значит все можно». То есть нет точки отсчета. Нужно восстановить институт духовной семьи, это оздоровит общество.

Бизнес-леди и охота на медведя«НЭ»
- На основе каких духовных традиций работает ваш институт?

А.Х.
- Мы используем многие традиции. Но ведическая традиция очень хорошо классифицирована, поэтому пользуемся, в основном, этой системой. На самом деле в нее вмещаются все религии. Может быть, в них не так систематично все изложено, как в Ведах, но в этих религиях можно найти и выделить те же самые моменты: карма-йога, гьяна-йога, мистическая йога и, наконец, йога любви к Богу. «Возлюби Бога» - это бхакти-йога, «Не кради, не лги, не прелюбодействуй» - это карма-йога. Применяя классификацию Вед, мы можем ориентироваться в любой религии. Веды – это не совсем религия, это, скорее, научная классификация религий и систем ценностей.

«НЭ»
- Иногда кажется, что все религии несправедливы к женщине. В религиозных учениях женщине выделяется второстепенная роль в обществе. Там она – «номер два», своего рода приложение к мужчине. А современная жизнь показывает как раз обратное: женщины стали активной частью общества. Многие из них успешно делают карьеру, руководят бизнесом, зарабатываю больше мужей. Нет ли здесь опровержения религиозных постулатов?

А.Х.
- Общество может строиться в соответствии с божественными или наоборот, демоническими принципами, на основе гордости, эгоизма, тщеславия, и тогда система ценностей оказывается перевернутой. Один из главных принципов, провозглашаемых в Ведах, - это защита женщин. Говорится, что женщина всегда должна находиться под защитой любви. Если она утрачивает защиту, то она теряет красоту, здоровье и погружается в скорбь. Женщину защищает мужчина – в детстве отец, в зрелые годы муж. Вот почему ей в обществе отводится не первая, а вторая роль. Лидирующее положение в социуме, в экономике отводится мужчине. Зато в доме, в семье «номер один» – это женщина, прежде всего, как вдохновляющая сила. Благодаря ее общению мужчина добивается успехов. Она имеет более тонкую материальную природу и вдохновляет мужчину на великие дела. Говорится, если есть Цезарь, то за ним обязательно угадывается фигура Клеопатры.

Что же происходит в современном обществе? Из-за того, что мужчина чрезмерно общается с чужими женщинами, он теряет силу, дающую защиту его жене. Она интуитивно это чувствует и приходит в беспокойство, так как у нее есть дети (ответственность за детей у женщины выше, чем у мужчины). И тогда она искусственно принимает на себя роль мужчины: одевается, как мужчина, водит автомобиль, и, берясь за неженское дело, всячески пытается убедить себя: «Я могу это сделать». И это действительно ей удается. Однако это напоминает мне, как первобытные охотники, вооруженные деревянными копьями, ходили на медведя. Пойти на медведя с деревянным копьем – большой риск. Чтобы избавиться от страха, они разжигали костер, становились в круг и, двигаясь по кругу, долго повторяли одно и то же: «Мы убьем медведя». И, убедив себя таким образом, они шли и действительно убивали медведя. Понятно, что их сила и храбрость были несколько искусственны. Что-то похожее видится и в поведении современных женщин. Женщина идет на сложную, но высокооплачиваемую работу с большим риском и потерями для себя, и добивается успеха. Успеха – только в работе, потому что как мать ее никто не заменит. Она это делает вместо мужчины, хотя на самом деле ее истинная задача – вытолкнуть наверх мужа, подняв его авторитет. Вот в чем ее величие. Конечно, для этого женщине нужно соответствующее знание, позволяющее выполнять свою роль в семье так, чтобы приносить пользу себе и своим близким, не прибегая к искусственным и рискованным для семьи методам.

«НЭ»
- Вы сказали, что женщину, идущую по жизни «мужским» путем, ждут потери. Внешне многие бизнес-леди удовлетворены своей жизнью. О каких потерях речь?

женщину, идущую по жизни «ужским путем, ждут потериА.Х.
- Главная из них та, что на пути к карьере и успеху в обществе женщина не может полноценно выполнять роль матери. Дети не получают материнской защиты, материнской силы. Можно видеть, что в таких семьях дети предоставлены сами себе. Характером они оказываются слабее матери, и ее материнская энергия действует таким образом, что она просто покрывает их недостатки за счет материального положения. У меня недавно был разговор с одной достаточно богатой женщиной. Она говорила: «У меня приемный сын. Я сделала для него все, что могла. У меня есть деньги, он сирота, и я беспокоилась о нем лучше, чем о родном ребенке. Он вырос и из тюрьмы не вылезает...». Так случилось, потому что, не имея времени уделить ему достаточно внимания, она покрывала его недостатки за счет своих финансовых возможностей. Мир устроен так, что материальное благосостояние и положение в обществе женщина должна получить от мужа. Тогда она будет полноценной матерью. Когда же она получает все это отдельно от мужа или без него, ее материнство будет неполноценным.

«НЭ»
- Заповеди религии рекомендуют своим последователям жить добродетельно, то есть быть честными, миролюбивыми, открытыми, не мстительными. С другой стороны, общество живет по довольно жестоким законам. Правомерно ли готовить к жизни людей, которых все будут обманывать и обижать?

А.Х.
- Если зло активно, а добродетель пассивна, она проиграет. Делать нужно наоборот: чтобы благость была активна, а зло – пассивно. Добро должно быть способным отстаивать свои права. Бороться при этом нужно не за свою выгоду, а за принципы добродетели. Активное добро – значит распространять вокруг себя знание и закон. Когда люди видят, что законы работают, зло становится пассивным, потому что зло – это невежество. Когда в обществе начинают понимать законы кармы, то есть неотвратимой ответственности за содеянное зло, зло теряет свою активность.

«НЭ»
- Но это слишком обобщенный ответ. Как быть, к примеру, честному человеку в отношениях с партнерами или управленцами, которые обманывают его и всячески эксплуатируют его положительные качества? Нужно ли из добродетельных побуждений терпеть плохое отношение к себе?

А.Х.
- Нет не нужно. Веды говорят: «Не позволяйте себя эксплуатировать. Место, где вас эксплуатируют, необходимо немедленно покинуть». Если все так поступят, мир изменится в одну секунду. Но люди, привязанные к своему положению, ради крохи какой-то выгоды позволяют себя эксплуатировать. Они сами виноваты в этом. Позволять себя эксплуатировать не есть добродетель.

«НЭ»
- В чем сила добродетели?

А.Х.
оящая добродетель подобна огню. Огонь освещает все вокруг и в то же время сам себя защищает – не прикоснешься. По-настоящему добродетельный человек находится под высшей защитой, под защитой вселенских законов. Он имеет божественные качества. Но в наше время истинная добродетель встречается крайне редко. В Кали-югу ею наделено всего 0, 1 процента людей. Но если их количество достигнет хотя бы двух процентов, все общество кардинально изменится в лучшую сторону. Одной луны достаточно, чтобы разогнать тьму – говорится в Ведах.


Автор: Спрашивала Лариса ШУВАЛОВА