Святослав ЕщенкоЮморист Святослав Ещенко родился 1 апреля, в День юмора, как, впрочем, и Гоголь, тоже хороший юморист. О своем детстве Святослав вспоминает светло:

Почти все у меня получалось легко и естественно. На эстраде я начал работать с одиннадцати лет, с детским номером, получая за это свой первый заработок. Я продолжал семейное дело: мама — пианистка, отец — режиссер, до переезда в столицу был художественным руководителем Воронежской областной филармонии. Я не испытывал материальных проблем. У меня не было сложностей в общении со сверстниками, со старшими. Но в седьмом классе меня чуть не исключили из школы.

— Наверное, за пародии на директора школы или на завуча?

— Нет, из школы меня собрались исключать за то, что в этом возрасте я начал искать Бога: прочел Библию и стал проповедовать учение Христа. Но поскольку педагоги очень любили меня, то меня не выгнали, а, наоборот, они сами стали следовать христианским нормам.

— Так вы — верующий человек?

— К божественному знанию меня приобщила бабушка. У нее хранилась наша родовая икона, которая передавалась из поколения в поколение нашего знаменитого среди донских верховых казаков дворянского рода. Ее муж, мой дедушка, тоже был очень набожным человеком. Бабушка рассказала мне, что есть Бог, что надо к Нему обращаться, что мы сами по себе беспомощны. Я так и делал. Оттого у меня все складывалось и складывается более или менее хорошо.

— Насколько духовна, по-вашему, профессия юмориста?

— Часто приходится слышать, что юмор от сатаны, потому что юмор ассоциируется с похабщиной. Действительно, большинство юмористов восхваляют секс, порнуху, шутят на уровне ниже пояса... Однако божественное начало юмора заключается, по-моему, в умении смеяться над материальными проблемами. Оптимист, даже упав в лужу, может пошутить: «О, какой я красивый!» А пессимист в такой же ситуации расплачется: «Ох, какой я грязный, весь день у меня не так пошел». Совершенно разный подход. Людям, которые умеют смеяться над материальными проблемами, легче жить. Задача юмориста — научить их этому. Далеко не каждый на это способен.

ещенко с задорновымПоскольку я родился первого апреля, то все мое существо настроено смеяться надо всем. Материальный мир смешон сам по себе. Это жалкое подобие духовного мира, царства Божьего, и тот, кто излишне привязывается к нему, никогда не будет счастлив. Ведь настоящий йог не страдает, если не может достичь чего-то. Он полностью полагается на Бога, желая, чтобы Господь, более совершенное существо, решал за него.

Я стал изучать священные писания и открыл для себя очень многое. Священные писания еще больше вдохновили меня на мое юмористическое творчество.

Думаю, что истинный юморист должен помогать людям смеяться над своими проблемами, а не удовлетворять их низменные потребности.

— Святослав, какова, по-вашему, роль личности шута в истории?

— В древности за плохие вести гонцу отрубали голову, чего никогда не случалось с шутом. Говорить правду было его святой обязанностью. Этот человек должен был быть очень умным. На самом деле шут — это советник царя. Он должен быть хорошим психологом, чтобы видеть какие-то тонкие моменты и так преподнести их, чтобы царь мог принять нужное решение. Мало удачно пошутить, нужно еще сказать что-то о том, что все бренно, что на все воля Бога.

Нашему правительству не хватает как раз таких советников, которые умеют преподнести божественную философию в юмористической форме. В старину это было легче, потому что правители, цари, были верующими людьми. Они пытались служить Богу, находясь на троне.

Мы живем в эпоху безверия, которая чревата всевозможными катаклизмами. Политики тычутся, как слепые котята, не знают, как правильно поступать. Кто-то ведь из них, наверное, хочет сделать что-то хорошее, но они не знают как, потому что не обладают знанием божественной философии.

— Ваше отношение к такому широко распространенному на отечественной эстраде явлению, как «юмор ниже пояса».

— Великий философ современности Шрила Прабхупада, комментируя первую песнь ведического трактата«Шримад Бхагаватам», говорит о том, что секс — это ось, вокруг которой вращается весь материальный мир. Стремясь к дешевой популярности, артисты подобного жанра полностью пренебрегают моральными, этическими или нравственными нормами ради низменных чувств публики. Они не понимают, что, опуская сознание людей до животного уровня, они действуют вопреки законам Бога, и за это с них взыщется. Никто не уйдет от ответственности. «Ты вот стольких-то совратил со сцены. За это пожалуй, голубчик, в ад». Даже в этой жизни Господь может наказать.

ещенко с сыном— Вы хотите сказать, что пошлые артисты быстро деградируют? Вы можете рассказать об этой тенденции, не называя имен?

— Лучше руководствоваться принципом: не суди, да не судим будешь. Я сам не без греха, не идеальный. У меня тоже есть шуточки такого плана, но они на грани фола и они задействованы для достижения совсем других задач. Я не могу утверждать, что этот прием нужно полностью сбрасывать со счетов... У Аркадия Райкина тоже были такие репризы, типа: «На заводе изготовили одну табуретку, а отчитались как за десять. Ну, ноль приписали. Что такое ноль для этого человека? Ничего! А то, что на эти 10 табуреток можно посадить, извиняюсь за выражение, всего одну ... личность, это никого не волнует».

В принципе, это реприза про попу, но это не попа ради попы. Сверхзадача — высмеять практику приписок, очковтирательства. Тогда этот прием уместен. Если у артиста нет духовной культуры, то для него юмор ниже пояса — это самоцель.

Талант — это тоже материальная энергия, только более тонкая, чем деньги. Бог дает и Бог забирает его. Поэтому дар этот нужно ценить и обращать его на полезное дело: на высмеивание пороков, грехов, неправильного поведения людей. Тогда талант этот будет развиваться. Так действовал Райкин.

— Святослав, как получилось что вы, выходец из христианской семьи, с детства интересовавшийся Библией, проявляете самый непосредственный интерес к ведической философии и культуре?

Поскольку Библия — писание сокращенное, масса вещей оттуда вырезана, из нее я не мог узнать, каков Бог. Мне повезло, что я встретился с Бхагавад-Гитой, со Шримад-Бхагаватам, с книгами, которые прокомментировал Шрила Прабхупада, основатель Международного общества сознания Кришны. В этих книгах более подробно описывается, каков Бог, как построить с Ним отношения. В них я наконец-то нашел то, что искал.

Интерес к философии сознания Кришны нисколько не противоречит христианским нормам. Иисус Христос, прежде всего, хотел, чтобы исполнялись его заповеди. Повторение Харе Кришна мантры дает мне энергию, благодаря которой я могу соблюдать заповеди Христа. Я не изменяю своей жене, не ем мясо, то есть, на сто процентов выполняю заповедь «Не убий». Стараясь соблюдать заповеди «Возлюби ближнего своего» и «Возлюби Бога своего», я не употребляю одурманивающих средств и от этого становлюсь более доброжелательным ко всем живым существам.

— Как вы относитесь к отсутствию цензуры и ограничений в искусстве и на телевидении?

ещенко с семьей— В наше время искусство воспевает грех. По всем каналам показывают боевики, секс, убийство, наркоманию, и все это воспевается. В телесериалах показывают, что люди, которые пьют, курят, употребляют наркотические вещества, очень красивы, хорошо одеты. Откуда они берут деньги? Это обман. Это приводит к деградации нашего общества, особенно молодежи. Тринадцатилетний пацан или девушка смотрят, как «счастливо» живут в сериалах эти люди: занимаются недозволенным сексом, принимают одурманивающие вещества, ходят с пистолетами, способны убить друг друга и при этом никогда не проигрывают в рулетку. Подростки думают: «Вот нам бы так!» А откуда брать деньги на все это, на казино, на выпивку, на ночные дискотеки? Они просят у родителей, а родители зачастую получают маленькую зарплату. Следует реакция типа:

«Все, тогда я пойду на панель!» Вот к чему приводит это безобразие на телевидении и отсутствие цензуры.

Как сказано в «Шримад Бхагаватам», в древнейшем священном писании, цензуру должен осуществлять глава государства и его помощники. Он разрешает юмор, театр и все остальное, но следит, чтобы это искусство не воспевало греховную деятельность.

— Ваш эстрадный гуру догадывается о вашей духовной практике?

— Евгений Ваганович Петросян — сам очень религиозный человек. Конечно, ему известно о моих занятиях. Он относится к ним с уважением. Иногда мы беседуем на философские темы.

— А вообще, как относится ваше актерское, богемное окружение к вашему стилю жизни, философским поискам? Как вы чувствуете себя на актерских тусовках?

— Свои сокровенные мысли я раскрываю только тем, кто действительно хочет о них услышать. Как-то мы ездили с группой музыкальных эксцентриков в Иваново. Шесть часов добирались туда и столько же обратно. Представьте себе, что все двенадцать часов меня просили рассказывать о ведической философии и духовной практике. Всем было интересно.

Я много общаюсь со святыми людьми. У меня есть друзья среди православных, мусульман, в сознании Кришны, среди ученых. Все они честные, порядочные люди. Мы часто общаемся на духовные темы с Петросяном, Задорновым. Задорнов серьезно интересуется религией, у него пытливый ум, он многие священные писания прочитал. В его репертуаре немало философских монологов. А Петросян вообще очень благочестивый человек. Никогда не ссорится ни с кем и старается всех прощать. Очень часто помогает несчастным и обездоленным морально и материально. Я очень ценю возможность общения с такими людьми.

А в принципе, в любой компании я, как человек владеющий гитарой, могу, «не принимая на грудь», петь и веселиться. Мое веселье без примесей и допингов. Оно исходит непосредственно от Источника Вечного Наслаждения, то есть от Всевышнего. Поэтому мне незачем ходить на все эти тусовки, банкеты, фуршеты. Да и что в них хорошего? То ли дело воспевание Святых Имен Господа! Эта духовная практика предписана и ведическими, и христианскими, и мусульманскими писаниями. Пение Святых имен очищает все и всех вокруг: тех, кто воспевает, тех, кто слушает, и даже место, где это происходит. Как бы здорово было, если бы представители всех конфессий выходили на улицы и площади города и пели свои молитвы. Неверующим людям тоже захотелось бы поучаствовать в такой духовной дискотеке. Результат был бы потрясающий. Единство всех религий стало бы очевидным. Атмосфера вокруг сразу бы очистилась. Города избавились бы от зла, от войн, от маньяков, террористов, от желания грабить, убивать друг друга. В сердцах людей не осталось бы места для порока.