Духовный учитель и выдающийся философ современности А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада стал тем человеком, кто смог решить чрезвычайно важную для развития нашей цивилизации задачу – построить мост между Востоком и Западом. 


Он говорил, что Восток имеет зрение, но хромает на обе ноги, имея в виду развитие духовного знания и отставание в техническом прогрессе. Запад же, наоборот, сравнивается со слепцом, который, хоть и имеет здоровые ноги, не видит, куда идти. Объединить восточную духовность с западным техническим развитием стремились многие лидеры, в том числе и духовный учитель Прабхупады Бхактисиддханта Сарасвати. Духовный учитель и выдающийся философ современности А.Ч. Бхактиведанта Свами ПрабхупадаВыполняя его волю, в 1965 году Шрила Прабхупада отплыл на пароходе из Индии в Америку, чтобы принести духовную культуру Вед в пропитанный бездуховностью западный мир.


Ему было 69 лет. Он был санньяси – святым отшельником. В Америке у него не было ни друзей, ни знакомых, ни какой-либо поддержки, а в кармане было всего 45 рупий, что равнялось 7 долларам. И тем не менее всего за 11 лет (он покинул этот мир в 1977 году) Прабхупада, благодаря своей невероятной духовной силе, смог создать всемирное духовное движение (Международное общество сознания Кришны), насчитывающее сотни храмов и много тысяч последователей.


Главной целью своей миссии Шрила Прабхупада считал перевод на английский язык основных Ведических книг – «Бхагавад-гиты» и «Шримад-Бхагаватам», содержащих в себе всю безграничную мудрость Вед. За последние 30 лет книги, написанные Шрилой Прабхупадой, были переведены более чем на 70 языков современного мира и разошлись в количестве более 500 миллионов экземпляров.


Трудно переоценить влияние, которое Прабхупада оказал на этот мир. Если сегодня все больше людей на Западе становятся вегетарианцами, если самые обычные газеты пишут о карме и реинкарнации, если тысячи и тысячи молодых людей ищут ответы на свои вопросы в древних Ведах, причиной всему этому удивительные и мудрые книги, подаренные нам Шрилой Прабхупадой.


Несколько воспоминаний о Прабхупаде его современников.

Когда Прабхупада впервые приехал в Англию, один журналист спросил у него: «Чему вы будете здесь обучать?». Прабхупада ответил: «Я приехал научить вас тому, что вы забыли». От него я впервые услышал о Ведах, о Ведической эпохе, которая закончилась пять тысяч лет назад, о том, что в те времена был один язык, одна культура и одна религия во всем мире. Я никогда об этом не слышал и был заинтригован. Мне было очень сложно принять это. Я думал: будь это правдой, этому бы учили профессора в университетах, и об этом было бы написано в учебниках по истории. После этой фразы Прабхупады моя вера в его учение слегка пошатнулась, и я решил проверить все эти факты, что и делал в последующие годы. Я тридцать лет изучал именно этот вопрос и, к своему удивлению, обнаружил огромное количество информации, подтверждающей все, что говорил Прабхупада. Здесь поклонялись всем Ведическим богам, английский язык происходит от санскрита, священнослужители Британии во всем подобны брахманам Индии: они проводили огненные жертвоприношения, делили общество на четыре духовных и социальных уклада. Существуют десятки и десятки соответствий, и Прабхупада тогда дал журналистам очень точный ответ: он привез нам то, о чем мы на самом деле забыли.

Вспоминает Ядувенду дас



Шло строительство храма в индийском городе Майапуре. Был большой праздник – Говардхана Пуджа. Мы приготовили много еды и накормили всех, кто пришел на праздник. Отобедав, люди брали свои тарелки из листьев (такая в то время была одноразовая посуда) и относили их на кучу за зданием. Прабхупада тогда жил на втором этаже. Вдруг до него донеслись детские крики и лай собак. Он вышел на веранду, посмотрел вниз и увидел огромную кучу тарелок из листьев, на которых были остатки пищи. Какие-то, видимо, очень бедные дети с палками в руках отгоняли голодных собак, пытаясь достать объедки, которые остались на тарелках. Когда Прабхупада увидел, что эти дети настолько голодны, что им приходится драться с собаками из-за чужих объедков, на его глаза накатились слезы, и он сказал: «Мы должны позаботиться о том, чтобы никто не был голодным в радиусе десяти миль от нашего храма. Храм – это дом Бога. Бог – отец каждого. При отце сын не бывает голодным. Мы должны устроить так, чтобы все были накормлены». С тех пор, с 1974 года, программа бесплатной раздачи пищи в Движении сознания Кришны стала регулярной и продолжается по сей день.

Вспоминает Джаяпатака Свами



А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада на прогулке с ученикамиОднажды в Бомбее на прогулке Шрила Прабхупада критиковал философию майявади, утверждавшую: «сколько путей, столько и учений», – что означало по сути: кому хотите, тому и поклоняйтесь. Всякий раз, когда возникала такая тема, он резко подавлял доводы людей, которые верят в эту бредовую философию. На прогулках его сопровождало множество людей, и вот один из них, мистер Шах, начал кричать: «Почему вы все время критикуете?! Вы критикуете всех подряд?!» Ученики уже были готовы отвести в сторону яростного спорщика, но Прабхупада сказал: «Нет-нет, не надо». И он продолжал дискутировать с ним еще какое-то время. В конце концов, Прабхупада сказал: «Что мы можем сделать? Мы должны научить своих учеников опровергать ложные философии. Поэтому иногда нам приходится критиковать». После прогулки, как обычно, все пришли в храм и по традиции перед началом утренней лекции стали подносить своему гуру цветы. К нашему удивлению, мистер Шах тоже пришел предложить Прабхупаде цветы. Он положил цветы к стопам Прабхупады, а затем положил свою голову ему на стопы и стал рыдать, как ребенок. Его рыдания длились долго, он знал, что совершил большое оскорбление. Но Шрила Прабхупада был так милостив, что просто положил ему руку на голову, и сказал: «Ничего, ничего. Все нормально». Он постепенно успокоил его. После этого, на следующий день, Прабхупада сказал: «Мы не будем разговаривать во время утренних прогулок, потому что, опять кто-нибудь придет и начнет спорить. Давайте лучше будем читать книгу «Кришна».

Вспоминает Яшоматинандана дас



Была программа в театре «Палайс» в Мельбурне. Небольшой, уютный зал был полон. Публика собралась самая разношерстная, было много философствующих хиппи. Шрила Прабхупада сидел на возвышении и давал лекцию. К сожалению, акустика оставляла желать лучшего: звук эхом отражался по всему залу, и внимание слушателей было ослаблено. В какой-то момент один человек задал вопрос: «К нам уже приезжало много разных свами и йогов. А что вы умеете делать?» – спрашивающий имел в виду отличие Прабхупады от других проповедников. Шрила Прабхупада, не задумываясь, ответил: «Я могу спасти вас от смерти». И наступила гробовая тишина. С этого момента все слушали Прабхупаду с благоговейным вниманием.

Вспоминает Гопинатх Ачарья дас



Разные люди приходили навестить Прабхупаду, и каждый что-то приносил в подарок. Мне запомнилась картина. Входит первый человек и дарит Прабхупаде золотые часы «Омега», – настоящие золотые часы. Прабхупада говорит: «Спасибо тебе большое», – снимает свои часы, отдает их кому-то и надевает только что подаренные. Затем входит другой человек, дарит Прабхупаде золотые часы «Ролекс», которые стоили тогда, по меньшей мере, три с половиной тысячи долларов. Прабхупада снимает золотые часы «Омега», отдает их кому-то и надевает золотые часы «Ролекс», говоря: «Спасибо тебе большое». Входит третий человек, и дарит Прабхупаде часы «Сейко», самые дешевые из всех, примерно за сотню долларов. Прабхупада говорит: «О!», – снимает с руки золотые «Ролекс», отдает их кому-то и со словами благодарности надевает «Сейко». Можно было видеть, что Прабхупада принимал дары лишь от имени Бога и для Бога. Это настроение присутствовало в нем постоянно. Мы не видели ничего вроде: «Ух ты! Отложите это для меня, положите это в мой ящик», – ничего подобного. У него не было мирских привязанностей.

Вспоминает Бахулашва дас



А.Ч. Бхактиведанта Свами ПрабхупадаВ Германии к Прабхупаде пришел профессор Дюркгейм, выдающийся человек, которого хорошо знали на факультетах психологии во всех университетах мира. Он принес в Европу дзен-буддизм. Благодаря ему многие католические епископы заинтересовались этим философским направлением. Из них тридцать человек регулярно приезжали к нему на встречи, и он имел сильнейшее влияние на них. Дюркгейм вначале вел себя очень сдержанно. Но Прабхупада так сумел расположить его, что он сразу стал слушать его, а через несколько минут между ними завязались сердечные отношения. Я помню, как они вдвоем гуляли по полям, и Дюркгейм, у которого всегда было много своих идей, начал что-то говорить, чтобы произвести впечатление на Прабхупаду. Но в какой-то момент Прабхупада посмотрел на него и сказал: «Мне кажется, это не слишком разумно». Дюркгейм спросил: «Почему»? И Прабхупада стал объяснять ему свое видение вопроса. В ответ Дюркгейм рассмеялся и сказал: «Да, похоже, что вы правы». Было здорово наблюдать за двумя почтенными джентльменами, которые вели себя, как друзья. Я помню, что в конце беседы Дюркгейм предложил настоящий дандават (земной поклон) Прабхупаде, и, лежа в дандавате, поднял голову и сказал: «Пожалуйста, примите меня своим младшим братом». Когда я отвозил Дюркгейма обратно на вокзал, он сказал о Прабхупаде: «Это был удивительный визит. В своей жизни я встречал многих духовных людей, но я никогда не встречал никого, кто был бы подобен этому учителю. «Эр ист дюрх», то есть: «У него получилось. Он достиг высочайшего уровня».

Вспоминает Притху дас



Одна из лекции Шрилы Прабхупады в Италии проходила в монастыре. Это был одновременно и монастырь, и семинария имени Святого Паскаля. Прабхупада обращался к семинаристам, к людям, посвятившим себя другой религии, и он указал на громадное соответствие в религиях. Это была замечательная, не сектантская лекция о сознании Бога. Она не была очень длинной, но потом были интересные вопросы и ответы, которые длились довольно долго. Я помню, как один из слушателей задал вопрос: «А как вы относитесь к святому Франциску?», – и Прабхупада спросил: «А какова его философия?». И семинарист сказал: «Он видел Бога повсюду, он обращался к деревьям – «братья», а к птицам – «сестры». И Прабхупада широко раскрыл глаза, поднял голову, окинул взглядом всех и сказал: «Это и есть настоящее сознание Бога». После этих слов некоторые из присутствующих заплакали, потому что этот человек из Индии относился к святому Франциску с куда большим почтением, чем те, кто происходил из его же традиции. Потом были другие вопросы, на которые Прабхупада очень умело давал ответы. И, наконец, настал момент, когда Прабхупада пригласил их присоединиться к нашему киртану, совместному воспеванию Святых Имен. Он сказал: «Я слышал, что Кришна по-гречески будет «Кристо». Давайте посмотрим, что произойдет, если вы будете повторять: «Кристо, Кристо, Кристо», а мы: «Кришна, Кришна, Кришна». У вас свое имя Христа, а у нас свое имя Бога, и это – одно и то же имя. Так давайте же петь вместе». И – о Боже! – они так и сделали! Во время этого киртана они все встали, все хлопали, все пели, и я во второй раз заметил, что они плачут.

Вспоминает Чару дас



Прабхупада давал интервью представителям прессы. Один журналист спросил: «Что случится с вашим Движением, когда вы умрете?» Не успел репортер завершить вопроса, как Прабхупада ответил ему: «Я никогда не умру». Он сказал это прямо в лицо репортеру. Затем он пояснил: «Я буду вечно жить в своих книгах».


Самые популярные книги Прабхупады:

  • «Бхагавад-гита как она есть»
  • «Шримад Бхагаватам»
  • «Шри Ишопанишад»
  • «Наука самосознания»
  • «Нектар наставлений»
  • «Жизнь происходит из жизни»
  • «Совершенные вопросы, совершенные ответы»