«Бхагавад-гита» – уроки для современности«Бхагавад-гита» – одно из древнейших произведений. И при этом – одна из самых читаемых книг во все времена. Она становится спутником в поиске ответов на вопросы о смысле жизни. Тысячелетия, а может, и миллионы лет человечество возвращается к решению одних и тех же задач. Меняются исторические декорации, оставляя неизменными сюжеты событий и суть человеческих отношений. «Бхагавад-гита» – это беседа великого воина с Богом перед решающей битвой на разломе истории. В отличие от других религиозных сюжетов, Бог предстает здесь реальной, зримой личностью, участвующей в исторических событиях. Эта беседа наполнена мистицизмом и мудростью, разрешающей множество противоречий в существовании мира. Как и пять тысяч лет назад, «Бхагавад-гита» содержит в себе код к разрешению сложных задач современности.

Читайте также: Веды и Библия – общие цитаты и Бхагавад-гита в американском Конгрессе

Урок первый: война и совесть

Вехи существования человечества неизбежно отмечены войнами. Ни философия, ни религиозность оказались неспособными усмирить жажду войны. Чуть более пяти тысяч лет назад индоарийская цивилизация подошла к краху своего исторического существования. Кали, эпоха вражды и лицемерия, уже отравляла дыхание жизни и чувства царей. Они хотели угодить жаждущему сесть на трон властителя мира царю Дурйодхане. И хотя исход битвы восстановил справедливость и на несколько лет вернул на землю покой и благоденствие, тем не менее, цивилизация клонилась к закату. (Зачем нужна была война и бесчисленные жертвы, если невозможно изменить ход истории?) Лучшие дипломаты стремились удержать мир, предлагая невероятные компромиссы. Но Дурйодхана не принимал никаких аргументов и предложений. Он был очень заинтересован в войне, и его невозможно было остановить. Любые попытки договориться с ним о мире воспринимались как слабость противника и еще сильнее ослепляли уверенностью в победе. А миллионы жизней были лишь разменной монетой в доказательстве собственной правоты.

В начале книги старый слепой царь Дхритараштра, отец Дурйодханы, переживает за исход битвы. Он во дворце, «диванный патриот» своего времени. На поле брани Курукшетре – весь его род. Все до единого мужчины-воины покинули свои дома. Если время выбросило жребий войны, то это жребий каждого. Армии выстроились в боевой готовности. Дурйодхана осматривает армию врага; его удивляет, что у его двоюродных братьев немало сторонников, но войсковой перевес все равно на его стороне – колесницы, конница, пехота. Он хвалится перед военнокомандующими, что столько людей готово умереть за него, за его страсть к власти.

Бхагавад-гита – уроки для современностиНа противоположной стороне Арджуна осматривает свои войска и войска противника. Он видит, как весь его род и все цари мира со своим армиями с героической бравадой занимают боевые позиции. Он понимает, что как только начнется битва, прольется первая кровь, то остановить войну уже будет не возможно. Эти люди не побегут, спасая свои жизни, все будут биться до последнего, потому что они – воины по призванию, и поэтому в живых останутся только победители. Миллионы отцов и сыновей не вернутся домой к своим семьям, осиротеют дети и овдовеют женщины. И победителям придется жить среди них, ежедневно смотреть им в глаза, видеть их нищету. Женщины пойдут на панель, чтобы прокормить детей... Арджуна сказал: «Я не хочу сражаться, не вижу смысла в царстве ценой человеческих жизней!»

Два полностью противоположных решения и каждое утверждает свой смысл: в одном – власть любой ценой, в другом – ценность жизни над властью и богатством, ибо совесть – это фактор Бога в сердце.

У партии войны найдутся тысячи обвинений и претензий, чтобы развязать войну. У другой стороны – тысячи аргументов избегать войны. Благочестие тяготеет к мирной жизни, к процветанию и счастью каждого. Греховность – видит в других соперников и желает их гибели из-за угрозы своим амбициям и превосходству.

Политика войны – самая грязная, в ней, как на аукционе, ставки вырастают в разы, пока не приведут одну из сторон к полному краху. Войну начинают безумные люди, для них война – азарт, игра в героев. Побеждает в войне тот, кто хладнокровно, как доктор, оружием лечит мир от безумия. Арджуна снова взялся за оружие, осознавая свою роль воина в истории мира и в судьбах живых существ. Его беседа с Богом раскрыла ему тайны, неведомые людям, жаждущим власти или подчиняющимся безумным правителям. И «Бхагавад-гита» – это ключ к магии победы, это – йога сознания победителя, и начинается она с ценности жизни людей.


Автор: Виталий ОВСЯННИКОВ