Бхакти Вигьяна Госвами (Вадим ТУНЕЕВ): Коротко о важномНа вопросы отвечает духовный учитель, ученный и исследователь ведической культуры Бхакти Вигьяна Госвами (Вадим ТУНЕЕВ)

Почему в христианстве, исламе и др. религиозных направлениях существуют ответвления? Вроде бы, Бог один, священные писания – тоже.

Бог, безусловно, один. Он проявляет Себя по-разному для разных людей, открывая им Истину с разной степенью полноты в зависимости от их чистоты, искренности и способности понять ее. Его слова и откровения составляют священные писания. Но разные люди даже в пределах одной и той же религии по-разному читают их, профильтровывая откровение сквозь сито своего опыта и своего эго. Строго говоря, представлений о какой-то конкретной религии так же много, как ее последователей. Периодически в рамках любой религии появляются люди, которые распространяют свою интерпретацию данного учения на большие массы людей, по-своему расставляя акценты как в учении, так и в практике. Подчас их толкования сильно расходятся с общепризнанным толкованием учения. С точки зрения господствующей доктрины, такой человек всегда – «еретик» или, в лучшем случае, «основатель секты», но в исторической перспективе некоторым из них присваивают более почетные титулы, например, «религиозный реформатор», а то и «пророк», «мессия», в зависимости от масштаба их влияния.

Так что явление это не обязательно всегда носит негативный характер, потому что любая религия, будучи очень консервативным институтом, к тому же имеющим непосредственный доступ не только к сердцам, но и к кошелькам своих последователей, за время своей истории всегда обрастает множеством суеверий и ложных традиций, которые в какой-то момент начинают заслонять от последователей ее суть. Пожалуй, единственным критерием, на основании которого можно судить о том, насколько интерпретация данного человека отвечает сути изначального учения, являются качества основателя данного течения, его искренность, цельность его характера, его смирение и сострадание.

Можно ли руководствоваться принципами добра в мире, который так и хочет навязать законы «клыков и когтей»?

- Можно и даже нужно, однако при этом все-таки не следует забывать, что мы живем в мире, где большая часть людей следует закону «клыков и когтей».
Если мы не будем следовать законам добра, мы никогда не сможем сами быть счастливыми, у нас не будет внутренней опоры, мы не сможем по-настоящему уважать самих себя и никогда не сможем оставить после себя хорошую память – плоды нашего труда будут недолговечны. Законы добра универсальны, ибо берут начало в изначальной духовной реальности и распространяют свое влияние в том числе и на этот мир. «Законы джунглей» действуют только в этом мире, и сфера их приложения очень ограничена. Это как законы, по которым живут в тюрьме заключенные: если вы попали в тюрьму, их нужно знать и следовать им, но только до тех пор, пока они не приходят в противоречие с высшим законом добра.
Говорят, что некий святой обратил на путь истины ядовитую кобру и велел ей больше никого не жалить. Навестив ее через год и увидев жалкое состояние своей подопечной, лишившейся своего единственного оружия, святой отругал ее: «Я запретил тебе кусаться, но шипеть и раздувать капюшон не запрещал».

Все люди в мире жаждут получить богатство и власть. Это, что называется, мировой тренд. Так почему человек, получивший власть и богатство, становится хуже, чем он был до того, как у него ничего не было?

- Простой ответ на этот вопрос: потому что далеко не все наши желания – выберите наиболее подходящее для вашего случая – а) благотворны для нас; б) основаны на высшем понимании истины и блага; в) совпадают с желаниями Бога .

Если анализировать глубже, наши желания в этом мире по большей части, продиктованы нашей бессознательной природой, коренящейся в отождествлении себя с материальным телом и его потребностями и соответствующими представлениями о счастье.
Желание власти и денег, безусловно, относится к этой категории. Когда такое желание исполняется, невежество, породившее его, как правило, становится только непрогляднее. Иначе говоря, исполнение наших желаний всегда приближает нас к нашему идеалу, созданному нами образу счастья, но идеал этот, увы, как правило, не имеет никакого отношения ни к Истине, ни к реальному счастью, ни к пониманию смысла жизни. Вот и приходится нам вслед за героем «Золотого теленка» повторять: «Исполнилась мечта идиота!» Но даже для этого человеку нужно обладать некоторой честностью – у большей части людей не хватает духа, чтобы признаться себе даже в этом.