Индийский ли Бог Кришна?В эпоху потребления и все возрастающей спешки поверхностный взгляд на вещи становится чем-то обыденным и даже нормальным. Мы все меньше способны сконцентрироваться на чем-то одном и, соответственно, докопаться до сути какого-либо вопроса. Нашим гуру стал интернет, а источником знания – френдлента. Количество информации, которая мелькает перед нашими глазами, стало цениться выше ее качества.

Мы привыкли делать быстрые выводы, основываясь лишь на собственных несовершенных представлениях о чем бы то ни было, а потому информационное пространство все больше наводняется искаженным знанием об этом мире. Мы легко вешаем ярлыки на людей, явления и события и тем самым сами себя загоняем в рамки стереотипов. Личность Кришны также не стала исключением. Сегодня многие считают Его индийским Богом, героем каких-то древних индийских мифов. Ну, конечно! Он же носит индийские одежды и украшения, пасет коров, Ему поклоняются кришнаиты в сари, дхоти и с индийскими барабанами, а книги о Нем написаны на санскрите, а это же «что-то индийское». Но имеют ли эти выводы под собой научное обоснование?

Дабы пролить свет на вопрос о национальной и религиозной принадлежности Кришны, мы обратились к руководителю PR-департамента Центра индийской культуры Игорю АНИКАНОВУ, который занимается глубоким изучением этого вопроса уже почти 20 лет:

«Бог не может быть индуистским.
Бог не может быть мусульманским.
Бог не может быть христианским.
Бог – это Бог»
А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада

– Кришну давно уже не считают индийским Богом, как минимум, по нескольким причинам. Во-первых, Его песнь «Бхагавад-гита» во всем мире цитируется великими мыслителями и философами, включая Альберта Эйнштейна, Карла Гюстава Юнга, Германа Гессе, Льва Толстого и многих других... Автор книги «Сын человеческий» православный протоиерей Александр Мень тем, кто хочет серьезно изучать богословие, предлагает ознакомиться с «Бхагавад-гитой», «песней Господней». Этот список можно продолжать долго, но очевидно, что все эти люди не являются представителями индийского народа и при этом признают «Бхагавад-гиту» песнью Бога, а Кришну – Верховной Личностью Бога.

Во-вторых, Кришна не может быть индийским еще и по той причине, что 5000 лет назад, когда Он пришел на Землю, Индии еще не существовало. Была Бхарата-варша, о размерах которой ученые до сих пор спорят, но в Пуранах (древних текстах) сказано, что когда в Бхарата-варше проводилась раджасуйа-ягья (наречение императора), то нарекали «императора всего мира». Значит, в то время было единое государство, занимавшее собой всю планету.

На Западе интерес к учению о Кришне возродился 50 лет назад благодаря А.Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде. Когда Шрила Прабхупада спрашивал своих учеников, почему они приняли Кришну, они давали разные ответы. «Потому что Вы святой человек» – говорили они. На что Прабхупада отвечал: «Вы не можете этого знать, я ведь могу быть мошенником». Ученики предлагали другие аргументы, но Прабхупада разбивал их. В конце концов, он сам ответил: «Вы приняли Кришну лишь потому, что ваше сердце срезонировало этому учению».
Если мы почитаем разные истории о том, как люди принимают практику сознания Кришны (развития любви к Богу), мы поймем, что везде работает один и тот же принцип: это знание без какого-либо внешнего воздействия резонирует с нашим сердцем. Альберт Эйнштейн говорит: «Когда я читаю Бхагавад-гиту, я размышляю о том, как Бог создал вселенную». Знание, которое побуждает человека думать о том, как Бог создал вселенную, не может быть индийским.Индийский ли Бог Кришна?

Интересно, что во все времена не было ни одного писания, кроме «Бхагавад-гиты», где Бог говорил бы от первого лица: «Я – источник всех духовных и материальных миров», «Я есть Отец, дающий семя» и так далее. Обычно в писаниях Бог говорит либо через святых, либо через пророков. «Бхагавад-гита» – это единственная «песнь Бога». Поэтому нет никаких сомнений в том, что та мудрость, которая была изложена Кришной Арджуне в «Бхагавад-гите», – это мудрость, предназначенная для всех.

У нас нет оснований не доверять мудрецам и святым и утверждать, что Кришна какой-то индийский Бог, или что Христос – это иудейский Бог, а Аллах – это арабский Бог. У Бога множество имен. И, как говорил Бхактиведанта Свами Прабхупада, если уж и давать Богу какое-то имя, то это «всепривлекающий» (Кришна).

Часто возникает вопрос: если личность Кришны выходит далеко за пределы национальной принадлежности, почему же тогда традиция поклонения Ему имеет индийскую окраску? Дело в том, что осколки ведической цивилизации лучше всего сохранились в Индии. Там до сих пор носят одежду без швов, и мы уже считаем ее индийской, хотя и на Руси тоже носили такую одежду. Просто в Индии эта культура сохранилась, а у нас нет, мы уже приняли западный стиль.

Если брать современную Индию, то Кришна явился 5000 лет назад в тех местах, которые в современном мире находятся в Индии: Хастинапур (современный Дели), Вриндаван... Но Бог являлся не только в Индии. Истина проявляется везде, будь это Израиль, Арабские Эмираты или Мекка. Места паломничества, которые отмечены стопой Бога, не принадлежат отдельным странам, они принадлежат всему миру. Та мудрость, которая заключена в разных священных писаниях, принадлежит всему миру и она надконфессиональна. Поэтому где явился Бог – совершенно не важно.


Автор: Ольга БУЯНОВА