Игорь КАРРА: Почему у счастья горький вкусВедическая традиция говорит о том, что жизнь – это школа. В этой школе жизни мы оказались по своему желанию. И от того, как мы учимся в ней, зависит наше счастье, наш успех, исполнение всех наших желаний. Жизнь показывает нашу успеваемость тремя видами оценок. Три категории «неудов»: хронические болезни, нищета, враги. Соответственно, три категории «отличных оценок»: здоровье, достаток, дружеские отношения. Каждый день мы должны заглядывать в свой «дневник» и работать над улучшением успеваемости. Для этого нам необходимо переводить себя в «третье» состояние. Из «первого» состояния: «Я могу» и «второго»: «Я не могу» - в «третье»: «Я учусь». А как определить, в каком из трёх состояний я нахожусь? Если рядом со мной «что-то не так», и я нахожусь в «первом» состоянии, у меня появляется вопрос: «Кто виноват?» Если я нахожусь во «втором» состоянии, в этих же обстоятельствах в моём сознании возникает убеждение: «Я здесь ни при чём!» Но тот, кто переводит себя в «третье» состояние и видит, что рядом что-то «не так», думает: «Где моя ошибка?» Поэтому нам нужно каждый день заглядывать в своё сознание и определять, в каком состоянии мы пребываем. Чтобы понимать, где мы находимся: на занятиях в нашей школе жизни или в другом месте. Что мы делаем: учимся или прогуливаем свои уроки?

В соответствии с наукой исцеления тела для восстановления здоровья человеку нужно пройти через три ступени: очищение организма, восстановление здорового образа жизни и тренировку. Причина утраты здоровья – загрязненное состояние, которое возникает в нашем теле по мере накопления в нём нечистот. Существуют семь уровней загрязнения тела. Их признаками являются: хроническая усталость, регулярная головная боль, нездоровые выделения, образование опухолей, деформация внутренних органов, паралич и рак. Из-за «нездорового» образа жизни, который мы ведём, целительные силы организма оказываются не в состоянии восстановить наше здоровье. Они призывают на помощь болезнь, и та входит в нашу жизнь, помогая нам очистить свой организм и восстановить здоровый образ жизни. Поэтому мы должны сотрудничать с болезнью в процессе исцеления тела.

Процесс исцеления души проходит через аналогичные три ступени: очищение сознания, восстановление «духовно-здорового» образа жизни и тренировку, то есть духовный рост. В современную эпоху духовной деградации наше сознание оскверняют шесть видов «нечистот»: вожделение, иллюзия, гнев, жадность, гордыня и зависть. И душа, будучи не в силах справиться с нездоровым состоянием сознания, призывает на помощь болезнь Кали-юги: конфликт. Оказавшись в конфликтной ситуации, мы вынуждены сделать выбор: продолжать держаться за собственное лицемерие и враждебное отношение к окружающим, или быть честными перед самими собой и вместо того, чтобы постоянно конкурировать и соперничать, научиться сотрудничать с людьми. В том числе, и с теми, кто вовлечён в конфликт. То есть конфликт предоставляет нам выбор: продолжать деградировать, или остановиться в своей деградации и начать духовное развитие. Если наш выбор правильный, конфликт помогает нам пройти через очищение своего сознания и восстановить образ жизни, благоприятный для духовного здоровья. В нашу жизнь входят новые привычки, которые опираются на духовные качества: уважение, правильная самооценка, терпение, забота о благе других, дружелюбие. И у нас появляются все возможности для духовного прогресса, который вносит в нашу жизнь новые радостные ощущения.

Почему у счастья горький вкусДревний священный трактат «Бхагавад-гита» утверждает, что вожделение, гнев и жадность – это три главных человеческих порока, открывающих дорогу в ад. Среди них особое место занимает вожделение. Ведическая традиция объясняет, что вожделение – это эгоцентрическое стремление к наслаждению, привычка заботиться только о своих потребностях, не задумываясь о том, что существуют также потребностях других людей, общества, матери-природы и т.д. Это напоминает то, как один из сыновей решает: «Почему я должен жить в семье: слушать кого-то, делиться с кем-то, считаться с чьими-то интересами. Поживу-ка я отдельно, в свое удовольствие». Такой сын покидает дом, уходит, живёт «на стороне» и сам пытается удовлетворять свои потребности. Исход такого поведения описан в известной христианской притче о блудном сыне. По большому счету, это описание поведения живого существа в этом мире. В незапамятные времена оно отвернулось от своего Отца и разорвало с ним отношения. Во всех священных писаниях мира говорится, что у этого мира есть Создатель, наш вечный отец, и мы связаны с Ним вечными «семейными» узами. Истиной является и то, что Он несмотря на ни на что, продолжает заботиться о нас. В реализации своих желаний мы полностью зависим от Него. В Ведическом трактате «Шри Ишопанишад» (мантра 8) говорится о Нем как о том, кто «с незапамятных времен исполняет желания каждого». Другое дело, что мы отвергаем Его помощь, мы не хотим принимать ее. Мы рвемся сами исполнять все свои желания!

Как утверждает ведическая традиция, способность наслаждаться заложена в природе живого существа. Это вечная природа души, – проявляя признаки жизни, испытывать блаженство. Но эта блаженная природа души проявляется в присутствии Бога, во взаимоотношениях с Ним. А если душа отворачивается от Бога и разрывает эти отношения, она лишает себя возможности проявить свою истинную блаженную природу и тщетно пытается собственными усилиями восполнить этот вакуум. Эти попытки называются вожделением. В этом мире мы пытаемся наслаждаться, забыв о том, что эта способность заложена в нас, и она автоматически проявляется во взаимоотношениях с Богом. Поэтому ведическая наука утверждает: как только душа восстанавливает свои вечные взаимоотношения с Богом, она вновь обретает способность испытывать блаженство от жизни. И тогда вожделение превращается в свою противоположность: любовь к Богу. То есть, энергия вожделения возвращается в свое изначальное состояние: энергию Божественной любви. Подобно тому, как йогурт образуется в результате скисания молока от контакта с закваской, вечная любовь души «прокисает» от соприкосновения с материальным миром и превращается в свою противоположность: вожделение. Но возможен и обратный процесс. Его называют духовной жизнью. У любви блаженный вкус, у вожделения – вкус страданий. Это подобно тому, как человек хочет поднять тяжелый груз, но ему недостает сил для этого. И все же он упирается и от этого страдает. Следует понять, что наших собственных сил недостаточно для того, чтобы удовлетворить все свои потребности. Господь же делает это по отношению ко всем живым существам идеальным образом. Отказываясь от Его любви и пытаясь обеспечить собственное счастье своими крошечными усилиями, мы оказываемся в положении того, кто пытается поднять неподъемный вес. Поэтому, ведомые вожделением, мы всегда в конечном счете будем испытывать страдания. Пока, наконец, не поймем, что пора избавляться от этого нездорового состояния.*

*Основы духовного исцеления – в книге «Бхагавад-гита как она есть», а также книгах Шрилы Прабхупады «Совершенные вопросы, совершенные ответы», «Наука самосознания» и др.


Автор: психолог, публицист Игорь КАРРА