Сага о казаках часть 24: ФОРМИРОВАНИЕ ЗАПОРОЖСКОГО НИЗОВОГО КАЗАЧЕСТВАПосле крушения Белой Арды, разрушения волжского Сарая и постепенной оккупации территории Синей Арды Ардынская империя утратила свою монолитность, ее оставшиеся военные округа в основном действовали автономно, без достаточной взаимосвязи. Воины-казаки бывшей Синей Арды, будучи не в состоянии противостоять жестокой военной экспансии Польши и Литвы, переселялись на острова в низовьях Днепра, Южного Буга и Днестра, оборудовали в зарослях военные лагеря с одинаковыми названиями Сечь. Они построили укрепления-засеки и впоследствии стали Запорожскими казаками-сечевиками. «Сечевое товарищество» представляло собой военно-монашеский орден, существующий при соблюдении непременных условий: религиозность, борьба за чистоту Богоцентрической культуры и образа жизни, принесение присяги на верность Сечи, отсутствие брачных уз, совершенная воинская выучка, защита главных ценностей общества, противостояние экспансии агрессивных сил. Казаки стремились сохранить духовные и военные традиции Славяно-Арийской, а затем Ардынской империи.

Читайте также: Сага о казаках часть 23: Борьба казаков с амбициями Романовых и Вегетарианство в древних цивилизациях

Польский хронист Мартин Бельский в 1489 г. писал о создании в низовьях Днепра укреплённого казацкого лагеря (Сечи). На острове в засеке (деревянной крепости) находились казаки, вооруженные огнестрельным оружием и пушками, представлявшие собой квалифицированное профессиональное воинство. К концу XVI в. низовая казачья вольница разрослась в самостоятельную Низовую Запорожскую республику Сечь.
А рядом был Крым, в котором обитали соратники сечевиков по Синей Арде, воины-татары тюркского происхождения, выходцы с Алтая, но давно сроднившиеся со славяно-арийской культурой. Поэтому сечевые казаки не имели причин относиться с враждой к крымчакам. До средины XVIв. между ними сохранялись родственные отношения, а до XVII в. не было заметно постоянной враждебности.

Сага о казаках часть 24: ФОРМИРОВАНИЕ ЗАПОРОЖСКОГО НИЗОВОГО КАЗАЧЕСТВАСеверные границы Крымского ханства от Дона до Днестра с XV в. охраняли легкоконные отряды казаков-татар. Их называли азовскими, перекопскими, белгородскими и буджакскими казаками. По польским летописям эти «белгородские молодики» считались самыми отчаянными молодцами и отличались особенной манерой брить голову, оставляя на макушке чуб, закручивая его за ухо – то есть татарские казаки придерживались тех же древних ведических традиций, что и запорожцы.

В 1475 г. крымцы приняли вассальную зависимость от турецкого султана. Нужно сказать, что турки – это арийский народ, сокрушивший Византию – оплот лицемерия, коварства, интриг, насилия.

Получив поддержку турок, сильнейшей на то время армии в Европе, крымцы совместно с запорожцами смело атаковали польско-литовские и московские территории, на которых царило рабство, угнетение и насилие. С 1487 по 1500г. они совершили ряд походов на Киев, Подолию, Волынь, Галицию вплоть до Люблина и Вислы, то есть на территории, разбойно захваченные польско-литовскими оккупантами, закабалившими в жесточайшую крепостную неволю местное украинское население.

Что касается пресловутых невольников, которых захватывали татары, то, прежде всего, это были богатые шляхтичи, за которых можно было получить хороший выкуп. Для крепостных крестьян татарская неволя была освобождением от жесточайшей польско-литовской неволи. Многие такие невольники становились жителями Крыма. Во второй половине XVII в. этнические украинцы составляли большинство населения полуострова. Славяне составляли большинство в рядах османских придворных и военачальников.

Сага о казаках часть 24: ФОРМИРОВАНИЕ ЗАПОРОЖСКОГО НИЗОВОГО КАЗАЧЕСТВАО единстве военных традиций и порядков в братских войсках сообщал в 1670 г. плененный татарами боярин В.Б. Шереметев: «...порядок татарский в чем-то сближался с казацким. А дума басурманская была похожа на раду казацкую: если хан и ближние люди приговорят, а «черные» юртовые люди не захотят, и то дело никакими мерами сделано не будет». На рубеже XVI – XVII в.в. понятие «татары» стало этническим именем крымцев.

Ведя жизнь обособленную, сечевые казаки не признавали никакой другой власти, кроме атаманской, никаких посторонних давлений на их волю, никакого вмешательства в их дела; народ исключительно военный, часто безбрачный, они были надежным щитом непрерывно растущего казачьего населения Запорожского Низа.

Самой близкой к ним по духу группой оставался слой семейных запорожцев, которых называли «зимовиками», «гнездюками» или «сиднями». В случае войны «сечевики» становились ядром армии, которая могла моментально пополниться за счет «зимовиков», а за ними следовало крестьянское население Понизовья. Таким образом, «сечевики» составляли гвардию Войска Запорожского. Инициатива сбора армии могла исходить не из самой Сечи, но по ее согласию, особенно после принятия Люблинской унии (1569 г.), когда на земли Киевщины и Брацлавщины хлынули толпы служилого польского дворянства. Польские гетманы, воеводы и прочие чиновные магнаты получали в пожизненное владение крупные поместья. Местных жителей они превращали в своих холопов, свободных пахарей – в крепостных невольников. Привыкший к свободе в Синей Арде кочевой крестьянский люд убегал из неволи в Низовские степи под защиту запорожских и татарских казаков. Беглых крестьян Низовая республика принимала охотно. Они могли заниматься там свободным и мирным трудом на выделенных им участках земли. Их усилиями распахивались целинные земли, развивались скотоводство и промыслы. Крестьяне занимались хозяйственной деятельностью и при этом платили налоги и выполняли различные повинности казацкому войску. Понизовье все больше разрасталось. В степной части Украины, где насчитывалось уже более 10 тысяч крестьянских дворов, не менее 50-60 тысяч человек были готовы в случае необходимости пополнить Войско Запорожское Низовое.

Таким образом, казачество на рубеже XV— XVI вв. представляло собой немалую силу, уходившую корнями в Синюю Арду, с ее выучкой и традициями ведического военного искусства.


Автор: Николай ПОСЕВИН, преподаватель