Сага о казакахЗапорожская Сечь представляла собой систему мощных крепостей, строившихся на островах и берегах Днепра и его притоков. Вокруг укреплений казаки копали глубокие рвы, наполняли их водой, а также насыпали высокие земляные валы с деревянным частоколом (в духе скифских «Змиевых валов»). Слово «сечь» происходит от слов «секти», «высекать» и связано с частоколом на валу, у которого были высеченные острые края. На валах высились оборонительные башни, где постоянно дежурили вооруженные казаки. Дальние подступы к сечи охранялись с помощью сторожевых вышек, построенных в степи. Казак, находясь на вышке и увидев врага, зажигал приготовленную сухую траву и смолу, садился на коня и мчался к ближайшему сторожевому посту. Огонь и столб дыма извещали о приближении противника. Этот сигнал передавался от вышки к вышке и достаточно быстро не только в крепости, но и по всему Запорожью, знали о грозившей опасности.
В центре сечи находилась просторная площадь, где проходили войсковые рады и решались вопросы повседневной жизни. Здесь же стояли церковь и столб, возле которого наказывали провинившихся казаков. Вокруг площади размещались различные постройки: войсковая канцелярия, дома старшины, арсенал, пушечная мастерская, склады, а также казацкие жилища – курени.

С самого начала своего существования Запорожская Сечь являлась своеобразным военно-монашеским орденом, а затем стала военно-политической организацией республиканского типа. Высшим административным, законодательным и судебным органом власти была войсковая рада, решавшая наиболее важные вопросы военного и политического характера, о разделе земель, угодий, о выборе кошевой (войсковой) старши́ны. Рада обязательно собиралась три раза в год, а также в случае острой необходимости, а также по требованию казаков, приписанных к куреням, имеющих равное право голоса независимо от того, рядовой он или должностное лицо. Голосовали выкриками и подбрасыванием шапок вверх.
Можно предположить, что слово «рада» произошло от санкритского слова «радха» – энергия любви Господа. «Радитись» означало определять общее решение на основе взаимопонимания, призвав на помощь Господню любовь.
Казацкое «кош» означало любой военный лагерь, в том числе и временную стоянку войска. Произошло от санскритского «кхош» – овечья кошара.

Таким образом, Запорожским Кошем иногда именовалась Запорожская Сечь, а иногда временная ставка войска во время походов.

«Кошем» запорожцы также называли орган войскового управления, поскольку лагерь казаков не перестал быть военным и управлялся по своим законам, главные решения в котором принимались всем лагерем (казачьим кругом), то есть, кошем.

Сага о казакахЗапорожский Кош делился на курени, представлявшие собой самостоятельные военные подразделения казацкого войска. Численность куреня в разное время могла составлять от нескольких десятков в мирное время до нескольких сотен казаков во время военных походов). Одновременно слово курень означало у запорожцев жилое здание – своего рода казарму, длиной 30 метров и шириной около 4 метров.

Главным на Сечи был кошевой атаман. Он объединял военную, административную и духовную власть, а в военное время имел полномочия диктатора. Имел право подписи смертных приговоров для казаков, совершивших преступления Символ власти кошевого атамана — булава (атрибут ведического Бога Вишну). Кошевой атаман избирался войсковой радой.

Право и закон на Запорожье базировались исключительно на обычаях и традициях, уходящих в древние ведические времена. Хранителем права и норм закона был судья. Он был вторым по значимости среди старшины после кошевого атамана. Наказания за преступления были достаточно суровыми, особенно за убийство, предательство, воровство и некоторые другие, предусматривавшие смертную казнь.

Далее шли писарь, обозный, есаулы и куренные атаманы. Писарь ведал канцелярией и связями Сечи с соседними государствами, обозный командовал артиллерией, есаулы отвечали за порядок и воинскую выучку казаков, пушкарь ведал сечевым арсеналом оружия и одновременно тюрьмой, толмач возглавлял разведку казаков и был переводчиком. Куренные атаманы и куренная старшина избирались казаками каждого куреня.

В целом общественно-политическому устройству Запорожской Сечи были свойственны черты демократии. Здесь признавалось право казаков на личную свободу, участие в решении всех важнейших вопросов жизни Сечи, а также право избирать старшину и самому быть избранным на любую должность, владеть землями, заниматься промыслами и другими видами хозяйственной деятельности.

Запорожский край протянулся с Запада на Восток на 425 верст и с Севера на Юг – 275 верст]. Земли Запорожья были разделены в территориально-административном отношении на отдельные округа – паланки (паланка – от турецкого «небольшое укрепление»). В XVIII в. насчитывалось восемь паланок: Кодацкая, Ингульская, Бугогардовская на правом берегу Днепра и Самарская, Орельская, Протовчанская, Кальмиусская и Прогноинская – на левом берегу. Центры этих паланок имели небольшие фортификационные укрепления, в которых размещался казацкий гарнизон. Основными населенными пунктами в паланках были слободы, хутора и зимовники, где жили и занимались сельским хозяйством женатые казаки, а также крестьяне. Казаки приписывались к одному из куреней Сечи, в котором проходили военную службу.

Общественными идеалами запорожцев были: свобода, равенство, братство. Доступ на Сечь имел каждый желающий.

Столь совершенную структуру демократической государственности не могли создать разрозненные стихийные ватаги беглых крестьян, охотников, рыболовов. Создание этой структуры было доступно только людям образованными, воспитанным в древних Ведических богоцентрических традициях славяно-арийской Арды.


Автор: Николай ПОСЕВИН, преподаватель