Царь, променявший корону на посох скитальцаВ январе 1864 года в далекой Сибири, в маленькой келье в четырех верстах от Томска, умирал высокий седобородый старик.

– Молва носится, что ты, дедушка, никто иной, как царь Александр Благословенный, правда ли это? – спросил у умирающего купец С.Ф. Хромов. Уже много лет мучила купца эта тайна, которая сейчас, на его глазах, уходила в могилу вместе с загадочным старцем.

– Чудны дела Твои, Господи: нет тайны, которая бы не открылась, – вздохнул старик. – Хоть ты знаешь, кто я, но ты меня не величь, схорони просто.

Александр I, сын императора Павла I и Марии Фёдоровны, победитель Наполеона, по официальной историографии, скончался в возрасте 48 лет от брюшного тифа в Таганроге в 1825 году. Но уже тогда в эту официальную версию царской кончины мало кто верил: ходили слухи о том, что на самом деле в гроб положили его двойника, а сам император тайно отправился в Сибирь, где продолжил жизнь под видом старца Федора Кузьмича, который умер в Томске лишь в 1864 году. Долгое время историки считали эти разговоры плодом народного воображения. И вот недавно на научном форуме в Томске прозвучало сенсационное заявление ученых – старец Федор и император Александр I вполне могут быть одним и тем же лицом.

Это заявление сделала президент графологического общества Светлана Семенова. По ее словам, общество проводило эксперимент и предоставило экспертам-графологам рукописи, сделанные императором в 47-летнем возрасте и старцем Федором Томским в возрасте 82-лет. Для чистоты эксперимента графологам не сказали, кому именно принадлежит та или иная рукопись. Больше того, их даже попытались запутать, сказав, что одни письма написаны мужчиной, другие – женщиной. Удивительно, но сразу несколько экспертов пришли к выводу, что тексты были написаны рукой одного и того же человека!

– Я не историк, – рассказывает Семенова, – я об Александре I знала очень неглубоко. Но я видела, что в рукописи отражается необычный человек. Я объединила почерковедческую экспертизу с графологической. Я настолько углубилась в них, что потеряла сон. В конце концов, я позвонила и спросила: «Это Александр I?» Фактически через почерк я вышла на личность.

Исследователи считают, что Александр I после инсценировки своей смерти пустился в странствие по России и в 1837 году под видом старца поселился в Томске. Многие обращали внимание, что его манеры выдают человека из аристократической среды. Местные жители обращались к нему за советами. Федор Томский занимался обучением детей, но не брал денег, плату принимал только пищей.

В «Посмертных записках старца Федора Кузьмича», которые были опубликованы в 1905 году Львом Толстым, говорится:
«Я родился и прожил сорок семь лет своей жизни среди самых ужасных соблазнов и не только не устоял против них, но упивался ими, соблазнялся и соблазнял других, грешил и заставлял грешить. Но Бог оглянулся на меня. И вся мерзость моей жизни, которую я старался оправдать перед собой и сваливать на других, наконец открылась мне во всем своем ужасе, и Бог помог мне избавиться не от зла – я еще полон его, хотя и борюсь с ним, – но от участия в нем».

В Ведах утверждается, что человек не должен становиться ни царем, ни вождем, ни духовным лидером, ни отцом, если он не может привести вверенные ему души к Богу. Похоже, император Александр это понял...


Автор: Арсений ТОМИН