Казаки – окутанное тайнами и волшебными легендами воинство, совершившее на протяжении длительной истории немало стремительных и дальних боевых походов, как по суше, так и по морям, грандиозных войн с сильными противниками, зачастую превосходившими численностью, вооружением, крепостью позиций. Не всегда их походы и войны были победоносны, но это не снижало их боевой дух, не умаляло их мужество и отвагу. Целью казачьих баталий всегда была борьба за справедливость, потому им всегда было присуще рыцарство, благородство, военная доблесть, равнодушие к смерти, изобретательность, искренняя дружба, уважение к заслуженным воинам, честность, простота, умеренность. В войске соблюдался целибат (известно, что на Сечь не допускали женщин).

САГА О КАЗАКАХВ основе казачьего общества лежали обычаи: по обычаю у них действовали выборная власть и старшина, по обычаю они делились на определенные военные подразделения, по обычаю действовали выборные суды. Возникает вопрос: как сложились эти обычаи, и еще больший вопрос: как возникло само казачество со всеми его выдающимися качествами?

Официальная история объясняет образование казачества из числа беглых от феодально-крепостнического гнета крестьян. В XV-XVI веках за пределами России и Польско-Литовского государства – на Днепре, Дону, Волге, Урале, Кубани, Тереке возникают самоуправляющиеся общины вольных казаков. Считается, что эти территории державных окраин находились под постоянной угрозой нападения диких кочевников, потому официальные власти не рисковали вести там розыск и поимку беглецов. С другой стороны, необжитые понизовья вышеназванных рек были богаты растительностью, дичью, рыбой и плодородными землями, что делало эти места привлекательными для поселения, невзирая на опасность диких набегов. Более того, современные историки подчеркивают смелость беглецов-поселенцев, рискнувших искать счастье в опасном пограничье. По их версии, беглые крестьяне постепенно развивали в себе воинское мастерство, так как очень часто они были вынуждены возделывать свои участки с мушкетами наготове – на случай набега кочевников. Их дети вырастали с сознанием вольных людей. Внешне все логично, но именно в этой внешней логике скрыта коварная профанация.

Во-первых, чтобы стать воином, нужно иметь природные качества воина: мужество, смелость, отвагу, вкус к сражениям, к риску, готовность к самопожертвованию. Воин по природе всегда предпочтет оружие земледельческому инвентарю, а воинскую баталию – земледелию.

Во-вторых, чтобы стать квалифицированным, искусным воином недостаточно иметь только воинскую природу, необходимо еще пройти серьезное, длительное индивидуальное обучение под квалифицированным руководством, а также обучение в военных подразделениях для отработки коллективных действий в различных ситуациях сражения. Все это невозможно получить, держась одной рукой за мушкет, а другой – за плуг. Казаки были отнюдь не стихийной военной ватагой, вооруженной чем попало, а профессиональным воском, владеющим всеми видами вооружения свого времени. Вот как характеризует военные качества запорожцев Украинская Советская энциклопедия: «Казаки Запорожской Сечи владели совершенным по тому времени военным искусством, в частности, в области фортификации, тактики наступательного и оборонительного боев, имели конницу и артиллерию, собственную флотилию из легких лодок-чаек, приспособленных для морских переходов, изготовляли оружие, порох и прочее». Вот вам и беглые крестьяне. Впрочем, существует масса исторических примеров того, чего стоит настоящая профессиональная военная выучка.

В 1700 году Петр I начал Северную войну против Швеции. Но уже в первой битве под Нарвой плохо обученная 80-тысячная русская армия потерпела сокрушительное поражение от хорошо обученной 18-тысячной шведской армии. После этого Петр начал набор и обучение новой армии, введя при этом 25-летний срок службы обученного солдата, который набирал свой военный опыт на протяжении длительного срока службы. Превращение простого землепашца в воина было процессом непростым. Известен курьезный случай из той далекой эпохи, когда смышленый офицер приказал новобранцам из крестьян привязать к ногам пучки сена и соломы и командовал им: «Сено! Солома!», вместо: «Левой! Правой!». Неграмотные крестьяне не знали, где левая нога, а где – правая, зато хорошо отличали сено от соломы.

Еще одно свидетельство исторически сложившейся воинской квалификации казаков-запорожцев. Известный историк Запорожского казачества Д.И. Яворницкий по вопросу возникновения казачества как этноса обращался к древним летописцам. На основании изученных летописей, он написал следующее:

«Пoляки, пpийнявши y свoю зeмлю Киiв i мaлopoсiйськi кpai
l340 poкy, чeрез певний чaс yсiх людей, якi тaм жили, oбеpнyли в paбствo, aле тi з цих людeй, кoтpi здaвнa ввaжали сe6e вoінaми, кoтpi навчилися вoлoдiти мечем i нe визнaвaли нaд сoбoю paбськoгo яpмa, тi не знесли гнiтy й paбствa і стaли сaмoчиннo сeлитиcя біля piки Днiпpа, нижчe пopoгiв, y пyстих мiсцях i дикиx пoлях, живлячись pибaльствoм i звipoлoвствoм тa мopським poзбoeм проти бусурмaнiв» (орфография оригинала).

Вот и авторитетное подтверждение того, что в низовьях Днепра селились не беглые крестьяне, а профессиональные воины, названные впоследствии казаками. Откуда они взялись, кто такие эти казаки? Об этом – в последующих публикациях.


Автор: Николай ПОСЕВИН, преподаватель